Самарские чеченцы взбунтовались ("НГ")
Задержание правоохранительными органами группы чеченцев, подозреваемых в совершении теракта 4 июня на Кировском рынке Самары, вызвало протест местной чеченской диаспоры. Несколько сотен чеченцев провели пикет-митинг у здания областного правительства, где собрали около 400 подписей под обращением к президенту России Владимиру Путину. «Мы обращаемся с просьбой призвать к ответственности тех, кто обвиняет невиновных. Мы вышли на митинг, чтобы вы обратили внимание на наши беды», – говорится в обращении.
В результате взрыва на Кировском рынке погибли 11 человек, в том числе беременная женщина. По подозрению в причастности к теракту задержаны 8 человек, троих отпустили, а пятеро помещены в изолятор временного содержания. Пресс-служба областной прокуратуры сообщила, что по подозрению в совершении взрыва задержаны 5 граждан чеченской национальности. При обыске у задержанных изъяты граната, компоненты взрывчатки, идентичные тем, что использовались при взрыве на Кировском рынке, и огнестрельное оружие.
Как заявил журналистам исполнительный директор Самарского областного благотворительного фонда «Миграция» Имэли Абдумуслимов, спецслужбами было задержано по крайней мере 15 чеченцев, но большинство из них отпустили, выяснив их непричастность к взрыву. Как он утверждает, сейчас в Самаре чеченцы в возрасте от 14 лет боятся ночевать дома, опасаясь беспричинного задержания и избиения.
Самарская чеченка Арсет Сагаипова так пояснила журналистам, что ее привело на площадь: «В восемь утра ворвалась милиция, представилась шестым отделом. Я знаю, что в таких случаях должны быть понятые и свидетели. Никого не было. Когда я им сказала об этом, в ответ услышала страшные вещи, которые мне произносить стыдно».
Помощник министра по национальной политике Чеченской Республики Саид-Хасан Центроев, участвовавший в митинге, считает, что руководители МВД и ФСБ не в курсе, что творят их подчиненные: «Поэтому мы пришли для того, чтобы донести до них, что милиция, проверяя дома самарских чеченцев, ущемляет их права».
В тот же день главный федеральный инспектор по Самарской области Андрей Когтев встретился с официальным лидером чеченской диаспоры в Самаре Маратом Белиговым и его соратниками из Самарского национально-культурного центра «Вайнах». Когтев пообещал проверить информацию о незаконном задержании и попросил уйти от эмоционального и национального восприятия ситуации. Как сообщила пресс-секретарь федерального инспектора Елена Стрелкова, Андрей Когтев призвал представителей чеченской диаспоры отнестись к вполне законным проверкам с пониманием и без лишних эмоций. Федеральный инспектор сообщил Марату Белигову, что среди задержанных в ходе оперативно-разыскных мероприятий есть не только чеченцы, но и русские, армяне, азербайджанцы и туркмены. Со своей стороны Марат Белигов потребовал от властей покончить с проявлениями в Самаре чеченофобии.
Комментируя журналистам ситуацию, начальник Управления ФСБ РФ по Самарской области Виктор Евтушенко отметил, что делать выводы о причастности к взрыву выходцев из Чечни нет оснований: «Не надо политизировать это дело, обстановка в области и так обострилась, – заметил он. – Но оперативно-следственная группа делает все, чтобы преступление было раскрыто, и мы уверены, что так и будет».
Можно, однако, вспомнить, что в 2003 году УФСБ по Самарской области задержало в городе членов чеченской преступной группировки, изъяв у них несколько единиц стрелкового оружия, боеприпасы и 2 мощных самодельных взрывных устройства мощностью около 10 кг в тротиловом эквиваленте.
Но в целом в течение многих лет у самарских ФСБ и УБОП не было серьезных проблем с чеченской диаспорой. Этому способствовали и фактически дружеские отношения между руководством области и Ахмадом Кадыровым. Как считают некоторые наблюдатели, после убийства Кадырова и апрельского расстрела в Самаре Арсена Рамазанова, имевшего связи как во властных, так и криминальных структурах, у местных правоохранителей появились проблемы с удержанием ситуации под контролем.
У следствия есть версии и кроме «чеченского следа». Прокурор Самарской области Александр Ефремов говорил, что взрыв мог быть организован одной из криминальных группировок, соперничающих за право контроля над Кировским рынком. Право собственности на территорию рынка в течение последних двух лет оспаривается несколькими фирмами. Неофициально же он поделен между двумя преступными группировками, и еще несколько группировок претендуют на него.
Андрей Бондаренко
Независимая Газета 121 (3233) 17 июня 2004
*