Прокуратура Самарской области передала в суд уголовное дело инженера тольяттинской фирмы «Сфера-С» Михаила Ладыгина. Судя по всему, он единственный из связанных с Волжским автозаводом бизнесменов, который понесет ответственность за раскрытые прокуратурой масштабные хищения запчастей. Ущерб от этих хищений замгенпрокурора РФ Владимир Колесников оценил в 800 млн рублей.

Напомним, в 2002-2003 годах Генпрокуратура РФ проверила финансово-хозяйственную деятельность ОАО «АвтоВАЗ». По итогам проверки замгенпрокурора РФ Владимир Колесников заявил, что следователям удалось установить более 150 фактов хищения запчастей с АвтоВАЗа. Общий объем хищений он оценил в 800 млн рублей в год. «За этим стоит не одна структура. Корни проблемы не только внутри завода, но и вне его. Создаются рынки сбыта похищенных запчастей, и не только в Тольятти»,— отметил тогда господин Колесников.

В марте прошлого года замгенпрокурора заявил, что к воровству запчастей могут быть причастны некоторые высокопоставленные руководители автозавода. В частности, господин Колесников намекнул на директора по безопасности и охране собственности АвтоВАЗа Владимира Нестерова (весной прошлого года он ушел на пенсию — „Ъ“). Его сын Андрей, по версии замгенпрокурора, якобы был связан с тольяттинской компанией «Сфера-С», получающей детали с АвтоВАЗа за бесценок и затем реализующей их по рыночной стоимости. Позже выяснилось, что господин Колесников перепутал название фирмы, в которой работает сын господина Нестерова. Он возглавляет фирму «ВИС-С», поставляющую на АвтоВАЗ комплектующие, а также продает запчасти, но не фигурирует ни в каких уголовных делах.

За месяц до этого заявления господина Колесникова УВД Тольятти действительно возбудило уголовное дело по статьям «Мошенничество» и «Подделка документов» против инженера ООО «Сфера-С» Михаила Ладыгина. Фирма, в которой работал господин Ладыгин, занималась оптовой продажей вазовских запчастей и комплектующих. По версии следствия, инженер получал на АвтоВАЗе запчасти, которые по сопроводительным документам являлись бракованными, соответственно, их стоимость была занижена на 50%. После этого запчасти реализовывались через фирму «Сфера-С» и других продавцов, но уже по цене не бракованных.

Расследование этого дела продолжалось в общей сложности 16 месяцев, а в апреле этого года УВД Тольятти прекратило его за отсутствием состава преступления. Как сообщили „Ъ“ в самарской облпрокуратуре, узнав об этом, Владимир Колесников настоял на том, чтобы расследование было возобновлено и следствием занялась уже облпрокуратура.

В итоге следствию удалось доказать вину Михаила Ладыгина в хищении запчастей на сумму 1,5 млн рублей. Сам господин Ладыгин свою вину не признает. Стоит отметить также, что следователи так и не установили топ-менеджеров АвтоВАЗа, помогавших инженеру ООО «Сфера-С» воровать запчасти. «Совершенно очевидно, что Ладыгин в этой схеме был рядовым исполнителем. Но других фигурантов этого дела привлечь к ответственности, похоже, так и не удастся»,— сказали „Ъ“ в прокуратуре, вчера передавшей дело в Автозаводский райсуд Тольятти.

Михаил Ладыгин может оказаться единственным подсудимым по уголовным делам, связанным с запчастями АвтоВАЗа. В октябре прошлого года заместитель генпрокурора Колесников утверждал, что до конца 2003 года прокуратура намерена предъявить обвинение в незаконной торговле запчастями ряду руководителей АвтоВАЗа. Однако этого так и не произошло. Более того, как рассказал „Ъ“ представитель самарской облпрокуратуры, «сейчас большая часть уголовных дел по кражам запчастей с автозавода закрыта, либо их расследование приостановлено».

СВЕТЛАНА ДЕМИНА,

РОМАН БАГРОВ, Тольятти

«Коммерсантъ» в Самаре»

№107 от 17.06.2004, четверг

"Коммерсантъ" в Самаре"

*