В трущобах Рио-де-Жанейро, где полиция давно отчаялась призвать разбушевавшихся гангстеров к порядку, произошла удивительная история: два непримиримых преступных клана договорились о прекращении огня, и помогла им в этом всепобеждающая сила искусства.

Улицу, разделяющую кварталы Парада де Лукаш и Вижарио Жерал, местные жители называют «сектором Газа». С одной стороны безраздельно властвует группировка «Третья бригада», с противоположной — банда под названием «Красная команда». После кровавого побоища на футбольном матче 20 лет назад они ведут непримиримую борьбу, и после захода солнца появляться в этом районе боится даже вооруженная до зубов полиция.

Усадить за стол переговоров главарей двух группировок помогла сила искусства — звезды бразильских сериалов устроили в трущобах спектакль. Выбор пал на Шекспира. Сначала хотели поставить «Ромео и Джульетту», но потом решили, что для местных Монтекки и Капулетти это будет слишком, и остановились на более нейтральной пьесе «Антоний и Клеопатра».

«Мне кажется, что идея нести искусство в такие, мягко говоря, проблемные районы очень своевременна. Именно здесь люди больше всего испытывают потребность в прекрасном. «Антоний и Клеопатра» — это история о любви в годы войны, а в этой местности вот уже 20 лет идут боевые действия», — говорит режиссер-британец Пол Херитидж.

Он облагораживает своим искусством обитателей исправительных колоний, но там все проще: хочешь-не хочешь — смотри. В трущобах Рио сложнее: в 8 часов вечера, когда труппа приехала на первый спектакль, по улицам бродили мрачные люди с автоматами. Через час стали подтягиваться зрители.

«Очень важно, чтобы эти люди, которые в силу тех или иных причин стали маргиналами, почувствовали себя частью общества. Этого можно добиться при помощи спортивных и образовательных мероприятий», — убежден Херитидж.

Верный принципам французских просветителей — «искусство смягчает нравы» — Херитидж сделал ставку на Шекспира и не прогадал. Бывшие противники безропотно оставляли оружие при входе и мирно усаживались рядом друг с другом. Реакция на спектакль была разной — от недоумения до восторга. И зрителям уже было неважно, что Клеопатра — блондинка, легионеры ходят в джинсах, а актеры читают роли по бумажке.

Дмитрий Собиев

16.06.2004 11:20

Вести.Ru

*