Чеченцев отработали как родных по делу о взрыве в Самаре ("Ъ")
Вчера стали известны подробности расследования теракта на Кировском рынке Самары. Как выяснил Ъ, следствие активно отрабатывает версию о причастности к взрыву родственников известного в Самаре предпринимателя, помощника министра Чечни по внешним связям и работе с молодежью Саида Центроева. Сам господин Центроев считает, что у милиции нет никаких доказательств их вины.
Саида Центроева, который одно время контролировал крупнейшего самарского автодилера «Самара-Лада», в милиции считали криминальным авторитетом, а участников его бригады называли «центроевскими». Его даже объявляли в розыск за убийство. Однако после того как он поспособствовал освобождению в Чечне четырех захваченных в плен военнослужащих, уголовное дело против него прекратили. Компании, подконтрольные господину Центроеву и его родственникам, активно занимаются продажей зерна, нефти, а также участвуют в различных подрядах, связанных с восстановлением Чечни.
Напомним, 4 июня в Самаре на Кировском вещевом рынке сработало взрывное устройство мощностью в 1 кг пластита. Погибли 11 человек, еще 71 получили ранения. В настоящее время на лечении в больницах города находятся около 20 пострадавших. Следствие рассматривает три основные версии случившегося: теракт, убийство армянской семьи, под торговый контейнер которой было подложено взрывное устройство, и передел сфер влияния между криминальными группами.
В ходе расследования оперативно-следственная группа задержала по подозрению в причастности к взрыву 20 человек из ближайшего окружения господина Центроева, в том числе его родственников. Часть из них была отпущена 11 июня после встречи представителей чеченской диаспоры с федеральным инспектором Андреем Когтевым, однако пятеро чеченцев – Адам Исраилов, Муса Тутаев, Алдан Дацуев, Рутман Сугаипов и Анзор Маллаев – продолжают оставаться под стражей. Суд Советского района Самары санкционировал их задержание на 30 суток как подозреваемых в терроризме.
Как сообщил Ъ Саид Центроев, среди задержанных его двоюродный брат Рутман Сугаипов и два племянника. «Задерживали и еще одного моего племянника, Анзора Идигова,– сказал господин Центроев,– это 19-летний парень, инвалид, у него нет двух рук. Его отпустили лишь после того, как я сам позвонил в ФСБ и сказал: «Вы что же творите!»».
У Рутмана Сугаипова при обыске была обнаружена граната. Однако господин Центроев сказал, что вся семья Рутмана видела, как ее подбросили. Саид Центроев утверждает, что все задержанные – частные предприниматели, которые никак не связаны с Кировским рынком. «На Кировском сходятся интересы многих структур и правоохранительных органов, там, например, часть территории контролируют бывшие сотрудники ФСБ, есть и местная братва, но никто из моих земляков не имеет никакого отношения к этому рынку»,– сказал он. По словам господина Центроева, «представители прокуратуры не предъявляют никаких доказательств вины, и я считаю, что 30 суток необходимы только для того, чтобы у задержанных сошли следы побоев».
В прокуратуре Самарской области пообещали проверить правдивость заявлений господина Центроева, отметив при этом, что «версия, связывающая теракт с Чечней, лишь одна из рабочих версий». Кстати, руководитель УФСБ по Самарской области Виктор Евтушенко скептически относится к чеченскому следу: «Я бы не стал говорить, что в случившемся виноваты чеченцы. И вообще не надо политизировать это дело».
ВЛАД Ъ-ТРИФОНОВ; ЛИЛИЯ Ъ-АБДУЛЛИНА, Самара
Газета «КоммерсантЪ» №106(2945) от 16.06.04
*