Картинка становится будничной: сотни ульяновцев с завидной регулярностью приходят пикетировать здание областной администрации с единственным требованием – люди желают, чтобы губернатор Владимир Шаманов ушел в отставку. Шаманов уходить не хочет, а его многочисленная челядь вынуждена произносить одни и те же заученные фразы – все происходящее не иначе как провокация, организованная оппонентами генерал-губернатора с целью накопления дополнительного политического капитала.

Конечно, чиновничьей своре, по инерции покрывающей сегодня своего шефа, трудно представить, как можно жить месяцами немытыми, и как кормить детей, не получая годами зарплату.

Шаманову собственными руками удалось превратить максимально терпимое население, смиренно греющее кастрюли на кухне (горячей воды в Ульяновске нет с середины весны) и с рабской покорностью поливающееся из ковшиков, в агрессивно настроенную противоборствующую силу. Шаманов сам довел ситуацию до того, что спектр народных требований сузился до ультиматума – на последнем пикете от ульяновского губернатора потребовали в десятидневный срок уйти в отставку. Как заявил в интервью “РК” один из организаторов акции протеста, если Шаманов не покинет свой пост в течение десяти дней, то на площади у областной администрации будет устроено “политическое захоронение” губернатора – в частности, предполагается организовать публичное сожжение портрета Шаманова. Методы, позаимствованные у темного Средневековья, сегодня, судя по всему, представляются наиболее эффективными – развеяв пепел, протестующие надеются изгнать из области дух “шамановщины”. Именно этот термин теперь в ходу. Более того, участники акций протеста уже ведут речь о том, чтобы объявить голодовку, если Шаманов откажется добровольно уйти…

“Шаманов, вон из области!”, “Шаманова на шашлыки!” — лозунги, щедро сдобренные народным негодованием, нельзя назвать политической лирикой, фарсом, а уж тем более, провокацией. Народная истерика у входа в здание областной администрации не оплачена губернаторскими недругами, которые, если верить чиновникам, только и думают о том, как сколотить на Шаманове политическое состояние.

“Местные политические силы пытаются извлечь свои дивиденды, разыграть свою карту политического игрока, выйти на политический олимп, провести пикетирование… Естественно, есть основания для предъявления претензий”, — заявил “РК” заместитель руководителя департамента по региональной политике администрации области Вячеслав Ковель, назначенный, по всей видимости, ответственным за отстаивание чести переживающей далеко не лучшие времена конторы.

“Мне нечем кормить детей!”, “У моего ребенка голова все время кружится”, “Сын в голодные обмороки в школе падает” — вот лишь несколько фраз, вырванные из одного и того же контекста. Но у власти есть позиция: власть не знает или не хочет знать о том, что женщина, чей сын, выпив утром стакан чая, падает в обморок к третьему уроку, получила на заводе двести рублей к 8 Марта. Не в качестве премии, а в качестве зарплаты.

Происходящее в Ульяновске можно назвать “синдромом площади” — народное недовольство и разочарование растет буквально на глазах. Если все начиналось со смешной горстки недовольных пенсионеров, то сегодня счет идет уже на тысячи. Причем, что любопытно, площадь фактически консолидировала совершенно разные политические силы: на пикетах, ставших неотъемлемым атрибутом жизни Ульяновска, замечены и коммунисты, и “яблочники”, и представители Народно-патриотической партии. Власть, олицетворением которой служит губернатор Шаманов, уже проиграла, допустив это объединение по политическим мотивам.

Что будет дальше – вполне предсказуемо. Генерал не пойдет на попятную, предъявленный ультиматум скорее всего назовет происками врагов и не решится выйти к разгневанной толпе. От последнего шага Шаманова наверняка отговорит его доблестная команда. Тухлые яйца еще никто не отменял…

Случилось по сути то, что должно было случиться – произошел социальный взрыв, тот самый, который, пожалуй, до сегодняшнего дня расценивался властями исключительно как мифическое явление. Ошибки нанизывались одна на другую, пока их количество не достигло своей критической массы.

Говорят, что красиво уйти – большое искусство. Момент, когда Шаманову можно было без особого ущерба своей персоне покаяться, явно упущен. Сегодня придется обороняться. Обороняться от собственного народа…

№ 304 2004-06-15

«Русский курьер»

"Русский курьер"

*