В одном из театров лондонского Уэст-Энда открывается спектакль с провокационным названием «Грязная блондинка». центре мюзикла — судьба скандальной дивы голливудского и бродвейского шоу-бизнеса 30-х годов, актрисы и певицы Мэй Уэст.

«I»m a devil in disguise» («Я скрытый дьявол») — поет героиня Мэй Уэст в голливудской комедии «Я не ангел».

Действительно, за ангельской внешностью очаровательной миниатюрной блондинки крылся настоящий дьявол в овечьей шкуре. Полиция прерывала ее бродвейские спектакли; однажды она даже угодила в тюрьму за нарушение общественной нравственности.

Сальвадор Дали именно ее губы обессмертил в своем чувственном эротическом диване, сделанном в виде огромных женских губ, а «Битлз» поместили ее на обложку «Сержанта Пеппера» в качестве одной из культовых фигур 20 века.

Мэри Джейн Уэст родилась в Бруклине в 1893 году. Уже пятилетним ребенком она начала выступать в нью-йоркских водевилях, а в возрасте 12-13 лет завоевала на сцене прозвище «Бейби Вамп».

В 20-е годы она попала на Бродвей, где ее неуемный провокационный характер порождал взрывную смесь скандалов и славы — одно, как известно редко обходится без другого.

Довоенная Мадонна

В относительно строгие довоенные времена отношения искусства и цензуры были далеко не столь раскованными как сейчас, и постоянные двусмысленности Мэй Уэст вызывали восторг и огромный интерес с одной стороны и бурное недовольство — с другой.

Именно тогда, в 1926 году, за спектакль с явно провокационным по тем временам названием «Секс» она и угодила на короткий срок в тюрьму. Причем она не только блистала в главной роли, но и была автором скандальной пьесы.

Впрочем, скандалы эти нисколько ее не смущали, она наслаждалась производимым ею эффектом и прекрасно понимала, на какую золотую жилу наткнулась. «Я совершенно не против цензуры. Цензура помогла мне разбогатеть», — со свойственным ей откровенным цинизмом заявляла актриса.

И действительно, в начале 1930-х годов в разгар Великой депрессии ее голливудские гонорары достигали 50 тысяч долларов за фильм — по самому высшему для тех времен уровню.

Апокрифами стали еще целый ряд ее знаменитых высказываний, например: «Когда я хороша, я хороша, а когда я плоха, я еще лучше». А название ее опубликованной в 1939 году автобиографии звучит вызывающе откровенно: «К добру это не имеет никакого отношения».

Впрочем, со временем скандальные шутки и двусмысленности Мэй Уэст постепенно стали приедаться. И хотя дожила она до преклонных лет — умерла в 1980 году в возрасте 87 лет, а в последний раз в кино появилась в 1970-м — в сознании она прочно осталась как иконоборец 1930-х — символ контркультуры, опередивший свое время.

Открывающийся в Лондоне спектакль «Грязная блондинка» до появления на сцене Уэст-Энда начал свою жизнь на Бродвее.

Его создатель Клаудия Шир обожает Мэй Уэст, в ее собственной жизни можно найти параллели с жизнью ее героини. До того, как попасть в театр, она работала в приемной публичного дома.

Так же, как и ее кумир, Клаудиа Шир написала пьесу и сама выступила в главной роли. Спектакль стал на Бродвее хитом в 2000 году и вот теперь приехал в британскую столицу.

В главной роли — все та же Клаудия Шир, которая хоть и появилась в этой роли на сцене уже почти 900 раз, энтузиазма, тем не менее, нисколько не теряет. «Для меня это огромная честь. Попасть в лондонский Уэст-Энд всегда было моей заветной мечтой», — говорит она.

Название спектакля, кстати, взято из еще одного бессмертного афоризма Мэй Уэст: «Я могу быть платиновой, но родилась я грязной блондинкой».

Александр Кан

Русская служба Би-би-си

14 июня 2004 г., 16:29 GMT 20:29 MCK

Би-би-си

*