Автомобиль для большинства россиян — не только индикатор благосостояния, но и жизненная необходимость. И даже краткосрочное отлучение от руля — авария, угон, серьезная поломка транспортного средства — чуть ли не смерти подобно, ведь ехать надо именно сейчас!

Еще недавно слово “прокат” у многих россиян ассоциировалось с совковыми конторами, где можно было одолжить различную бытовую мелочовку — от тазиков и детских колясок до велосипедов и роялей, а понятия “аренда автомобилей” не существовало (в СССР автопрокатные конторы образовались, правда, еще в 60-х годах прошлого века, но уже через несколько лет этот бизнес благополучно заглох). Теперь же эта несомненно полезная услуга успешно возрождается. Причем несмотря на то, что аренда машины — удовольствие не из дешевых, рынок автопроката год от года набирает обороты.

    Когда речь заходит об аренде автомобиля, первое, что приходит на ум, — “Hertz”: пожалуй, крупнейший прокатчик мирового масштаба, представленный в России. Его возможности и качество обслуживания давно по достоинству оценили многие развитые страны, однако за имя и сервис надо платить, а кроме того, неукоснительно следовать всем корпоративным правилам и ограничениям — в противном случае с внушительной суммой из своего кармана придется попрощаться.

Финансовая дискриминация

    Первое, что должен знать потенциальный клиент: минимально допустимый стаж вождения — 1 год, возраст арендатора также ограничен — не моложе 21 года. Но даже при соблюдении этих двух условий ему доверят лишь недорогие машины эконом- и компакт-классов. Более крупные авто может арендовать водитель, которому на этот момент стукнуло уже 24 года, а представительские модели дадут только опытному автомобилисту старше тридцати.

    Автопарк компании укомплектован только иномарками — Ford, Nissan, Volvo, BMW, VW, Opel и Mitsubishi. Их прокат оплачивается по одному из предусмотренных тарифов, с чем связано еще одно ограничение: наличные деньги в “Hertz” не принимают, оплата производится с помощью кредитных карт крупнейших платежных систем вроде American Express, Visa или Eurocard/Mastercard. Если удастся договориться с менеджером, можно ограничиться банковским переводом, но это лишь исключение, подтверждающее правило: таково корпоративное требование “Hertz”.

    После заключения договора на карте “замораживается” стоимость аренды, а также определенная сумма, включающая оплату полного бака бензина и залог. Оплата страховки (угон, ущерб и гражданская ответственность на 100 тысяч долларов) входит в стоимость проката. Однако в тариф также включена и безусловная франшиза — по сути, сумма, выплачиваемая клиентом в случае хищения или повреждения авто (ее размер зависит от конкретной марки и модели машины, она фиксируется в договоре и далее не изменяется). Если страховой случай произошел, то из залога, заблокированного на счете арендатора, вычитается стоимость восстановительного ремонта в пределах франшизы, а все остальные расходы берет на себя страховая компания. При желании, но за дополнительную плату (10 евро в день) клиент может полностью снять с себя и эту ответственность, но если он позволит себе нарушить условия договора (сел за руль пьяным, под действием наркотиков или совершил умышленную аварию), то, несмотря на страховку, будет выплачивать полную стоимость ремонта и арендованного авто, и машины оппонента.

    Если обошлось без приключений, то залог полностью возвращается. Деньги за бензин клиенту отдадут только в том случае, если машину он вернет с полным баком, как и предусмотрено правилами компании. Но при возврате авто надо быть предельно внимательным: даже получасовая задержка оплачивается как дополнительные сутки проката. Кстати, авто можно без последующих материальных потерь вернуть на любую прокатную станцию в пределах одного города, предварительно предупредив ее персонал. Кроме того, в “Hertz” предусмотрена процедура дистанционного возврата (но опять же за дополнительную плату), то есть машину можно оставить в аэропорту, на вокзале или даже в другом городе — все условия надо оговорить с менеджером еще при заключении договора.

    Когда придет время расплачиваться, с кредитки снимаются сумма тарифа и — если была необходимость — часть франшизы и стоимость бензина. Но тут есть свои нюансы: оплата производится в рублях по курсу Центробанка на следующий рабочий день после дня возврата, так что рублевая сумма и ее валютный эквивалент могут не совпадать.

Клиент отвечает

    Автомобилистам, которые кредитками пока не обзавелись, придется поискать прокатчика попроще. Например “Авента”. В отличие от своего именитого конкурента арендную плату компания принимает не только пластиковыми картами и банковскими переводами, но и наличными. Стоимость проката зависит от модели авто, однако кроме этой суммы придется оставлять еще и залог (зачастую это единственная гарантия того, что клиент вернет машину в офис, а не бросит ее где-нибудь на обочине). Залог полностью возвращается, если машину отдали без повреждений, если нет — из него удерживается стоимость ремонта (но только в пределах франшизы). После подписания соглашения составляется акт приемки-передачи автомобиля. В нем прописывается комплектация, а также все обнаруженные недочеты, царапины и сколы — именно этот документ снимает с клиента ответственность за уже имеющиеся дефекты (после возвращения авто еще раз описывается, поэтому чтобы избежать проблем, перед подписанием бумагу необходимо тщательно изучить и сверить с конкретным автомобилем).

    Еще несколько правил: минимальный стаж водителя — год, однако возрастной порог поднят до 25 лет (в отдельных случаях, впрочем, менеджеры могут дать авто и более молодому). Арендовать авто можно на срок не менее 24 часов, при этом 3-часовая задержка будет оплачиваться как дополнительные сутки. Кроме того, правилами проката предусмотрено ограничение пробега — не более 200 километров в день. Если лимит превышен, придется доплатить.

    Стали набирать обороты и компании, сдающие в наем отечественные автомобили. Самые крупные из них образовались на базе известных дилерских салонов. Кстати, обзавестись российской машиной намного проще, чем иномаркой: они и стоят дешевле, и допустимые границы поездок намного шире. Так, клиентам “Элекс-Полюс” передвигаться можно по всей России, но за это придется платить: выезд в Московскую область — 310 рублей, в прилегающие к ней регионы — 620, если дальше — 930 рэ. При этом ежедневный пробег ограничен до 350 километров. Минимальный возраст — 20 лет при стаже не менее года. Так же, как и в предыдущих случаях, клиент должен оставить залог: его стандартный размер — 4500 рублей, если водитель проживает за территорией Московской области — 9000 рэ, столько же заплатит автомобилист, не достигший 25 лет. Лицам, которым нет еще и 23, придется расстаться с более внушительной суммой — 15 000 рублей, однако столь жесткий возрастной тариф распространяется только на переднеприводные авто, “классика” (напрокат здесь дают только вазовскую продукцию) таким арендаторам достанется дешевле.

«Газель» по дешевке

    “Инком-Авто” предлагает клиентам более широкий выбор — кроме массовых тольяттинских моделей здесь можно арендовать “заряженную” “десятку” или авто семейства “Газель” (кстати, это обходится гораздо дешевле традиционного найма “полуторки” вместе с водителем). Возрастной порог для клиентов — 20 лет, стаж вождения — не меньше двух. Кроме того, в прокате откажут лицу, не имеющему постоянной или временной регистрации в столице или прилегающей области.

    Кстати, прокатом отечественных машин и “Газелей” в Москве занимаются и более мелкие фирмы. Однако в сравнении с крупными компаниями они явно проигрывают: несмотря на то, что стоимость проката вазовской легковушки у них примерно одинакова, залоговая сумма несколько выше — около 10 000 рублей, да и то при условии, что ездить авто будет в столице или прилегающей области.

    Аренда же “Газели” обойдется гораздо дороже. Так, в одной из подобных столичных контор (к сожалению, ее название так и осталось тайной) вашему корреспонденту предложили следующие условия: стоимость суток проката — 2000 рублей при залоге в 20 000 “деревянных”. Еще одна особенность мелких прокатчиков — они предпочитают сдавать автомобили надолго, стимулируя арендаторов снижением платы (при найме авто на длительный срок) и накопительными скидками постоянным клиентам. Тем не менее до возможностей “мастодонтов” этого бизнеса им еще далеко: так, при заключении договора на срок более месяца за обычную бортовую “Газель” ежедневно придется отдавать 1300 “деревянных”, тогда как в “Инком-Авто” подобный контракт обойдется по 1150 за сутки. На первый взгляд разница мала, но за месяц она позволяет сэкономить около 150 баксов.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

    Ольга ЛЯХОВЕЦКАЯ, коммерческий директор компании ”SIXT OLGA”:

    — Несмотря на то что прокат автомобилей существует в России уже более 10 лет, активно развиваться он стал относительно недавно. Сегодня на московском рынке работает огромное количество компаний, занимающихся прокатом автомобилей, и их число неуклонно растет. Но, к сожалению, лишь немногие могут предоставить качественное обслуживание и сформировать у клиента позитивное отношение к данной услуге. Очень часто человек, решивший воспользоваться прокатом, сталкивается со следующими неприятными моментами: в аренду предоставляются очень старые автомобили, дополнительно к основной стоимости аренды взимаются деньги за предоставление зимней резины или магнитолы, отсутствует четкая и полная информация о налагаемых на арендатора ограничениях и ответственности, ввиду чего страдает имидж услуги в целом.

    Для того чтобы упорядочить правила игры на рынке и противостоять фирмам, использующим недобросовестные методы конкуренции, около года назад была создана “Ассоциация прокатных компаний”. При вступлении в ассоциацию компании проходят определенную проверку, а также берут на себя обязательство выполнять ряд соглашений, так что при обращении в компанию–члена ассоциации — риск быть обманутым для арендатора практически сводится к нулю.

МКмобиль

Владимир ЖИДКОВ

от 08.06.2004

Московский комсомолец

*