Европу охватила футбольная лихорадка — в Португалии стартовал очередной чемпионат Европы. Португальские чиновники гадают, как быстро окупятся 4 млрд. евро, угроханные на его проведение. А российские бизнесмены подсчитывают, сколько они смогут заработать на этом спортивном событии.

Все хотят, чтобы российская сборная забралась как можно выше в турнирной таблице. Особенно этого желают те, кто болеет не только из патриотических, но и из меркантильных соображений.

В первую очередь это, конечно, касается команды Георгия Ярцева. Ведь сборная может заработать на Евро-2004 от 7,5 до 27,2 млн. швейцарских франков. Минимум Российскому футбольному союзу УЕФА заплатит уже за то, что команда вышла на поле, а остальное надо заслужить отличной игрой и победой в финале. Президент РФС Вячеслав Колосков пообещал, что половину денег получат сами футболисты. Есть за что бороться.

Средства, которыми УЕФА собирается премировать спортсменов, — это доход от продажи прав на телетрансляции, билетов на матчи и спонсорских контрактов. Европейский вещательный союз (European Broadcasting Union — EBU), в котором состоят СМИ из 51 страны мира (в том числе и Первый канал), выкупил эти права у УЕФА за $486 млн. То есть в карманы к футболистам попадут деньги Первого канала и «России», которые купили права на трансляцию 31 матча чемпионата. Благодарные болельщики уже готовятся прильнуть к телевизорам. Причем многие по такому случаю даже решили прикупить «ящики» побольше: по словам начальника пресс-службы торговой компании «Техносила» Карины Черниковой, с середины мая продажи широкоформатных телевизоров подскочили примерно на 20%.

Неплохо нагрелись на футбольных фанатах и туристические компании. По данным посольства Португалии, на чемпионат отправились около 12 тыс. российских болельщиков. Как рассказал директор спортивных программ туркомпании «Роза ветров» Леонид Мосин, туры начали бронировать еще в декабре прошлого года. Уже к апрелю их большая часть была распродана. Средняя стоимость поездки от 1,5 до 4000 евро. Таким образом, по самым скромным подсчетам, россияне выложили за право посидеть на португальских трибунах от 18 млн. евро.

Чемпионаты — золотое время для спортивных баров, число посетителей в которых в эти дни вырастает вдвое, так что приходится ставить дополнительные столики. Например, спортбар «Лига чемпионов» открыл летнюю веранду и повесил там телевизор, увеличив количество посадочных мест с 70 до 110. В «Спортбаре» расставили плотнее столы и на 20% увеличили число мест. Теперь там готовы в дни российских матчей обслужить до 400 человек, не считая тех, кто разместится за барной стойкой или просто будет стоять. На остальные игры «Евро-2004», по прогнозам управляющего «Спортбара» Сергея Чижова, придет человек 300. И каждый оставит как минимум $20-30. Столики на игру Россия-Испания в спортбарах стали заказывать еще с 20 мая. За неделю до чемпионата половина мест уже была зарезервирована. Некоторые бары в эти горячие деньки даже вводят плату за вход (в «Спортбаре» эта сумма равна 200 рублям, но посетителю ставят бесплатное пиво). В борьбе за клиента бары устраивают для посетителей викторины и лотереи. Призы — пиво или футболки с логотипом «Евро-2004». Кроме того, некоторые заведения, в случае победы нашей сборной в матче, угощают всех пивом.

Выручка спортбаров напрямую зависит от игры сборной. Чем дольше Россия продержится в турнирной таблице, тем больше времени проведут болельщики в барах. Помимо этого на выручку также влияет результат матча и счет, поскольку с каждым голом «наших» болельщики начинают заказывать друг другу пиво. Если Россия забивает несколько голов на первых же минутах, то за вечер выручка бара возрастает процентов на пятьдесят. Если же команда выигрывает на последней минуте с одним голом, то на кассе это почти не отражается. За время чемпионата средний бар на 250 человек зарабатывает около $100 тыс. В Москве лишь около 30 заведений именуют себя спортбарами, и их минимальная выручка за время футбольной лихорадки составит около $3 млн.

Неплохой куш на чемпионате Европы сорвут и отечественные букмекеры. Как рассказал замгендиректора крупнейшей сети букмекерских контор «Марафон» Дмитрий Зимин, примерно в 20 московских букмекерских конторах активно играют около 100 тыс. человек. Коэффициенты ставок на «Евро-2004» появились уже за месяц до начала чемпионата, но первые ставки люди сделали лишь за две недели до первого матча — до последнего выверяли шансы. Минимальная ставка в «Марафоне» — 20 рублей, но, по словам Зимина, реальная средняя ставка колеблется в интервале 500-1000 рублей. Причем азартные болельщики делают ставки не один раз. Максимально возможный выигрыш в Марафоне — 1 млн. рублей. За время чемпионата, как ожидают столичные букмекеры, через их кассы пройдет около $1,6 млн.

Больше всего букмекеры зарабатывают на матчах-сенсациях, когда команда-аутсайдер обыгрывает явного фаворита. Например, на чемпионате мира 2002 года они сняли большой куш, когда Франция проиграла Сенегалу. В этом году букмекеры очень надеются на очередной прорыв кого-либо из аутсайдеров. К каковым, как ни крути, относится и сборная России.

ВЛАДИМИР ХАРЧЕНКО

ПРОФИЛЬ

№22 (389) от 14.06.2004

ПРОФИЛЬ

*