4 августа 1669 года побывал на территории современной Самарской области голландский путешественник, парусных дел мастер Ян Стрейс. Он находился на борту судна, отправленного московским правительством в Персию. Через много лет Стрейс выпустил книгу под названием «Три путешествия», где в числе прочего были и записки о Самарском крае.

Голландец Ян Стрейс родился в Амстердаме в 1630 году, здесь же получил домашнее образование, и с детства учился корабельному делу. В 1647 году он впервые нанялся на корабль «Святой Иоанн Креститель», на котором путешествовал по Ост-Индии. В 1650 году корабль вернулся в Голландию с богатым грузом, но через год его капитан опять стал набирать команду, и Стрейс снова поступил на «Святой Иоанн Креститель» в качестве парусных дел мастера. В этот раз он побывал в Сиаме (ныне Таиланд), в Японии, на Суматре и других соседних с нею островах. Это было второе путешествие Яна Стрейса на Восток, которое продолжалось два с лишним года.

В 1668 году, узнав, что уполномоченный московского царя набирает людей для плавания по Каспийскому морю, Стрейс нанялся в эту команду парусным мастером, и вместе со шкипером Давидом Бутлером, назвавшим себя капитаном, он отправился в неизвестную для него Московию, в свое третье путешествие.

В сентябре 1668 года Стрейс прибыл в Москву, а в июле-августе 1669 года на корабле, предоставленном московским правительством, он в составе голландской команды отправился в плавание вниз по Волге до Каспийского моря. В начале августа его судно прошло по территории современной Самарской области, о чем Стрейс впоследствии оставил достаточно подробные записки.

В районе нынешнего села Усолье судно попало в шторм, и путешественник на этот счет записал следующее: «…при сильном ветре мы совсем не трогались с места, и были вынуждены до 4 августа простоять на якоре. 5 августа мы дошли до рыбачьего поселка, где купили много хорошей рыбы и икры по ничтожной цене». Неподалеку от этого поселка голландцы стали свидетелями работ на соляном промысле: «Мы увидели много соляных котлов и сковород, в которых русские вываривали соль. Они добывают ее из ближайших лощин и котловин, где под жаркими лучами солнца образуются большие залежи соли, которую отправляют большими грузами вверх по Волге, по направлению к Москве. Добыча соли дает работу многим людям и способствует развития большой торговли».

Местные жители предостерегли путешественников от возможного нападения речных грабителей: «Там видна река Уса (Ussa)… Берега реки так красивы, как только можно представить. Но русские сообщили нам, что здесь весьма опасно проезжать из-за разбойников, которые скрываются в кустарниках, и, завидя кого-нибудь с гор, быстро нападают на него».

При дальнейшем плавании от Усолья вниз по Волге Стрейс увидел на левом берегу реки весьма приметную куполообразную гору, которую ни до него, ни после него никогда не пропускал ни один иностранный путешественник: «Там стоит гора, которая называется Царев курган (Sariol Kurgan). Передают, что в ней погребен с 70-ю королями татарский царь, который поднялся по Волге, чтобы покорить Россию, и что воины принесли в шлемах и щитах землю на его могилу, и насыпали высокую гору».

Вскоре после этого голландцы увидели на волжском берегу город Самару, у которой, однако, их судно не остановилось, а продолжило свое плавание дальше. Стрейс о нашем городе оставил такую запись: «Мы плыли на парусах дальше, до города Самары (Samara), названного так по реке, протекающей через него. Город лежит на левом берегу Волги, построен четырехугольником, большей частью деревянными постройками, за исключением каменных церквей и монастырей».

Во время дальнейшего пути русские проводники рассказывали голландцам, что московское правительство на протяжении нескольких десятилетий борется с местными разбойниками, и даже имеет в этой борьбе некоторые успехи. Этот рассказ произвел на Стрейса сильное впечатление, о чем он записал следующее: «Мы миновали Казачью гору (Cosak-Ken-Bergen), названную так в честь множества казаков, убитых здесь московитами и беспокоивших до того всю эту местность страшными разбоями и поджогами. Но после поражения о них до сих пор ничего не слышно».

Еще в своей книге Стрейс оставил отметку о прохождении 11 августа острова и реки Чагры (Zagra). По словам путешественника, «здесь было много рыбаков, продававших рыбу за небольшие деньги». А затем голландцы получили известие, которое их сильно взволновало: «Нам сообщили, что несколько тысяч взбунтовавшихся донских казаков находятся… в устье Волги, при впадении в Каспийское море, и что их суда делают небезопасным плавание во всех направлениях по Волге и морю».

Это были взбунтовавшиеся против московского правительства казаки, которых под своим началом объединил легендарный атаман Степан Разин. Голландцы оказались свидетелями его восстания, которое впоследствии вошло во все учебники российской истории. Описанию этих событий и самого Степана Разина в книге Яна Стрейса посвящена целая глава. Казаки сначала отнеслись к путешественникам дружелюбно, но вскоре обвинили их в шпионаже в пользу московских властей и заперли на их собственном корабле.

Пока атаман решал дальнейшую судьбу иностранцев, Стрейс с несколькими матросами под покровом ночи бежал от казаков на шлюпке. Беглецам удалось добраться до Дагестана, где их взяли в плен местные племена и обратили в рабство. Только в 1671 году пленников сумел выкупить польский посланник, после чего Стрейс через Персию и Индию добрался до Суматры. Отсюда с кораблями Ост-Индской компании он смог вернуться в Амстердам, куда прибыл в октябре 1673 года.

В 1676 году Ян Стрейс на французском языке выпустил в Амстердаме книгу под заголовком «Три путешествия», где рассказал о своих странствиях по Московскому государству, ост-индским голландским колониям и другим странам Востока. На русском языке под тем же названием его книга была издана в 1935 году в Москве (перевод Эльвиры Бородиной).

Впоследствии Стрейс еще раз побывал в Московии в качестве одного из работников голландского посольства. Он умер в городе Дитмаре в 1694 году.

Самара today

*