31 июля 1918 года в Самаре открылся торгово-промышленный съезд, в котором участвовали предприниматели, имевшие свой бизнес на территории РФДР (Российской Федеративной Демократической Республики, провозглашенной Комучем). На этом съезде правительство Комуча собиралось определиться в своих отношениях с предпринимателями.

Комитет членов Учредительного собрания был сформирован в Самаре еще до вооруженного выступления чехов против советской власти, но в течение некоторого времени он был вынужден действовать подпольно. Лишь мятеж чехословацкого корпуса и захват им нашего города способствовал легализации новой власти. После 8 июня 1918 года было объявлено о создании РФДР (Российской Федеративной Демократической Республики) на территории Самарской и других прилегающих к ней губерниях. В первые же дни правления Комуча его лидерами была подписана целая серия приказов, в которых объявлялось о восстановлении принципа частной собственности на средства производства, о денационализации банков, о восстановлении свободной торговли, о возвращении промышленных предприятий их прежним владельцам. Конечно же, торгово-промышленные круги Самары сразу же отблагодарили Комитет членов Учредительного собрания за восстановление своих утерянных прав, выделив ему экстренную финансовую помощь в размере 30 миллионов рублей. Для правильного расходования средств и ведения налоговой политики в правлении Комуча был создан финансовый совет, который возглавил управляющий Самарским отделением Госбанка А.К. Ершов. Административное управление всеми банками и учреждениями, ведавшими финансовыми делами, взял на себя член комитета И.М. Брушвит. Однако почти сразу же выяснилось, что далеко не все действия Комуча в отношении самарской промышленности и сельского хозяйства пришлись по душе собственникам предприятий. В частности, одновременно с возвращением заводов, фабрик, мельниц, лавок и кабаков их прежним владельцам, Комитет членов Учредительного собрания объявил и о восстановлении системы сбора налогов и натуральных повинностей, существовавшей во времена Российской империи, хотя и с поправками, внесенными в нее Временным правительством. Более того: в Комуче почти сразу же после его прихода к власти появились планы пересмотра налогового законодательства в сторону увеличения суммы сборов с предприятий, о чем, конечно же, быстро узнали представители промышленных и торговых кругов. Все это отнюдь не способствовало укреплению отношений между новой властью и крупными собственниками.

Примерно через месяц после захвата чехословаками Самары начались первые конфликты между промышленниками и Комитетом членов Учредительного собрания. Оказывается, после возвращения предприятий представители буржуазии, отыгрываясь за свое унижение во времена советской власти, повели настоящее наступление на социальные права рабочих.

Так, на многих производствах владельцы пошли на грубейшие нарушения трудового законодательства, продлив рабочий день до 10-12 часов, фактически отменив выходные и праздничные дни и запретив деятельность профсоюзов. При этом практически везде надолго задерживалась выплата зарплаты рабочим, или же хозяева платили ее в гораздо меньшем размере, чем оговаривалось ранее.

Все это владельцы предприятий объясняли трудностями военного времени и необходимостью скорейшего возмещения убытков, которые они понесли после прихода к власти большевиков.

Комитет членов Учредительного собрания, куда поступали все эти сообщения о произволе, творившемся в промышленности и торговле, в конце концов был вынужден вмешаться в ситуацию, пытаясь тем самым доказать свою приверженность им же провозглашенным демократическим принципам.

Однако тут же выяснилось, что декларировать защиту социальных интересов трудящихся в своих приказах гораздо легче, чем придерживаться этих принципов на практике. Комуч предпринял несколько попыток привлечь частных предпринимателей к административной и даже судебной ответственности за нарушение трудового законодательства, однако все они окончились безрезультатно. После этого отношение рабочего класса Самары к Комитету членов Учредительного собрания, и без того весьма напряженное, и вовсе стало однозначно негативным.

Одновременно и владельцы предприятий, разочаровавшиеся в комитетчиках, не только стали отказывать Комучу в своей финансовой помощи, но и почти прекратили перечисление налоговых платежей в казну этого призрачного государства. В итоге к концу лета 1918 года комитет был вынужден искать дополнительные источники пополнения своего бюджета: объявил о введении новых налогов на продажу водки, стал реквизировать ссуды, взятые предприятиями и кооперативами в Госбанке, и так далее.

Кардинальным образом урегулировать свои отношения с бизнесом руководители Комуча попытались во время работы торгово-промышленного съезда, который по инициативе властей открылся в Самаре 31 июля 1918 года. В нем участвовали многие крупные предприниматели, имевшие свой бизнес на территории РФДР. Однако все переговоры с ними во время работы съезда свелись лишь к увеличению финансовых поступлений в казну республики, что деловые люди категорически отвергли.

Съезд завершил свою работу 3 августа фактически безрезультатно, поскольку на нем не удалось принять ни одно из выдвинутых комучевцами предложений по реорганизации экономики. К сентябрю 1918 года от Комитета членов Учредительного собрания отвернулись практически все социальные слои населения.

Нынешние экономические эксперты считают, что самарское правительство Комуча, называвшее себя социалистическим, так быстро пало прежде всего потому, что оно в силу своей ограниченности оказалось не в состоянии урегулировать непримиримые социальные противоречия между различными слоями населения. Декларируя на словах принципы равноправия и всеобщего благоденствия, комучевская власть на деле способствовала осуществлению репрессивных мер в отношении самых широких слоев народа, которые отнюдь не способствовали ее уважению и популярности. Что же касается экономической и налоговой политики Комуча, то в целом она носила откровенно двойственный характер.

Хотя Комитет членов Учредительного собрания и пытался восстановить экономику края мирным путем, до поры до времени не желая прибегать к диктаторским методам управления, он даже в пределах Самары так и не смог разрешить два главных кризиса – финансовый и продовольственный. По этой и другим причинам уже к августу 1918 года этот орган власти стал фактически недееспособным, и потому комучевская власть быстро рухнула под ударами Красной армии. Как известно, вечером 7 октября в Самару вошли передовые красные отряды, после чего в губернии началось восстановление советской системы управления и всех ее учреждений.

Самара today

*