17 июля 1942 года был издан приказ Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при СНК СССР № 143: «1. Открыть авиационный институт в г.Куйбышеве на площадях бывшего планового института с контингентом учащихся 1000 человек. 2. Установить начало работы Куйбышевского авиационного института с 1 октября 1942 года».

Немногим известно, что еще в довоенном 1939 году Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР принял важнейшее для страны решение «О строительстве и реконструкции отечественных самолетных и авиамоторных заводов». В Куйбышеве на станции Безымянка начались изыскательские и проектные работы по созданию базы для этой отрасли.

Война резко ускорила этот процесс. В наш город были эвакуированы крупнейшие предприятия авиационной промышленности: Московский завод №1, Воронежский завод №18, Московский моторостроительный завод №24, Тульский оружейный завод №525, выпускавший авиапулеметы, Подольский завод №125, готовивший броню и многие другие предприятия оборонного комплекса. Они, а также эвакуированные в наш город научные и проектные учреждения нуждались в квалифицированных инженерных кадрах. По решению правительства в этот трудный период Великой Отечественной войны, 1 октября 1942 года в Куйбышеве был открыт авиационный институт. Ему было предоставлено два учебных корпуса: на Молодогвардейской, 151 и на Ульяновской, 18.

Директором нового института был назначен Ф.И.Стебихов. Занятия вели 55 преподавателей — ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов страны. Среди них — будущий вице-президент АН СССР И.Д.Миллионщиков, член-корреспондент АН Белорусской ССР М.Г.Крейн, профессора А.М.Сойфер, Н.И.Резников, М.И.Разумихин и другие. Под девизом «Все для фронта, все для победы» институт создавал творческие бригады ученых и заводских инженеров, которые решали важные научно-технические и организационные задачи, направленные на повышение производительности и качество труда.

С помощью таких бригад был, например, налажен поточный метод производства, который помог резко увеличить выпуск самолетов и авиадвигателей. В короткие сроки были освоены самолеты-штурмовики ИЛ-2, ИЛ-10, истребитель МиГ-3. Куйбышев стал крупным центром авиационной промышленности страны.

Через 50 лет, в сентябре 1992 года институт получил статус аэрокосмического университета. Ныне он носит имя С.П.Королева, имеет семь дневных и пять вечерних факультетов, где обучается более девяти тысяч студентов. Среди семисот преподавателей — более ста профессоров и докторов наук. Процесс обучения и научных исследований в университете обеспечивают 46 кафедр, более 40 научно-исследовательских лабораторий. СГАУ — это крупнейшая в нашей стране кузница аэрокосмических кадров.

Самара today

*