10 июля 1895 года в Самаре начала работать конно-железная дорога или просто «»конка»». Ее первая линия протяженностью 6,5 километров, соединила Старый Собор (ныне район Хлебной площади) с Молоканскими садами (район пересечения проспекта Ленина с улицей Первомайской).

Маршрут пролегал по нынешним улицам Алексея Толстого, Пионерской, Куйбышевской, Самарской, Садовой. Поездка из конца в конец занимала около 40 минут. Движение начиналось в 8 часов утра зимой и в 7 часов летом, а завершалось в 22 часа. Пассажирские вагоны были одно — или пароконные и двигались со скоростью не более 12 км/ч.

Конно-железные дороги стали строиться во всем мире уже после появления паровых машин и железных дорог. Были попытки пуска в городах маневренных поездов на паровой тяге, но они не увенчались успехом по причине их громоздкости и низкой рентабельности. Проезд на лошадях по рельсовому пути оказался намного комфортнее, дешевле и надежнее, чем наем извозчика, и «конка» стала пользоваться в Самаре большим успехом.

В 1895 году по городу ходило 27 вагонов на конной тяге. В каждом могли сидеть 14 пассажиров, а еще 8 — стоять на площадках. Стоимость проезда местами первого класса составляла 5 коп, второго – 3 коп. Полицейские имели право бесплатного проезда на передней платформе вагона. Проезд на новом транспорте был отнюдь не дешевым. В то время за 5 копеек можно было купить фунт хорошего мяса, или полпуда картошки, или пару отборных -«королевских»- сельдей. Ежедневно «конка» приносила ее строителям и владельцам — Бельгийской компании акционерного общества городских и пригородных дорог России — до 150 рублей чистого дохода.

По контракту Бельгийская компания должна была пользоваться прибылью до 1940 года, после чего «конка» переходила в собственность города. Однако уже через пять лет в мире появился трамвай. Он не требовал овса, был проще и удобнее в обслуживании. Рассмотрев проект его строительства, городские власти предложили владельцам «конки» выкупить их пути, чтобы пустить по ним трамвайные вагоны. Однако «конщики» заломили за свое путевое хозяйство такую высокую цену, что от этой идеи пришлось отказаться.

Трамвай был построен в Самаре в 1916 году, и действовал наряду с конкой почти два года. Однажды на пересечении улиц Полевой и Садовой даже произошло столкновение трамвая с вагоном на конной тяге. К счастью, никто не пострадал. Трамвайщики были признаны виновными в происшествии и уплатили за причиненный ущерб 27 рублей. Но даже шум, поднятый владельцами конки, не смог остановить наступление электротранспорта. В 1917 году, не выдержав конкуренции с трамваем, «конка» разорилась. Впрочем, она оставила о себе добрую память как первый общественный транспорт Самары.

Самара today

*