9 июля 1904 года был открыт постоянный железнодорожный мост через реку Самару. В начале XIX века на противоположном от нашего города берегу реки Самары, близ речного устья, возникла Засамарская слобода (на этом месте ныне располагается пригород Сухая Самарка).

В горячие дни, особенно во время ярмарок и хлебной торговли, из Самары в слободу и обратно в район Хлебной площади на лодках и плотах за умеренную плату перевозили до несколько сотен человек в день.

Впрочем, этот промысел существовал только в теплый сезон года, поскольку зимой транспортное сообщение осуществлялось по речному льду. Но уже со второй половины XIX века, когда Самарская губерния стала одним из основных центров российской хлеботорговли, вопрос о строительстве постоянного моста в районе устья реки приобрел для нашего города важнейшее значение.

В некоторой степени проблему переправы через реку Самару удалось решить в конце 70-х годов XIX века, в ходе строительства железнодорожной линии «Батраки – Уфа». Отрезок «чугунки» между Моршанском и Сызранью протяжением 484,8 версты открылся для грузового и пассажирского движения поездов 12 октября 1874 года. С этой даты ведет отсчет своей истории Куйбышевская железная дорога. Немного позже, с приходом железной дороги непосредственно в наш город, появился поселок Кряж рядом с одноименной станцией.

К тому времени, когда вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу еще только решался в правительствующем Сенате, инженерные группы уже вели изыскательские работы на будущей трассе железной дороги между Сызранью и Самарой, и далее в направлении Уфы. В правительстве прекрасно понимали, что с сооружением этих линий центральные губернии России получат возможность железнодорожного сообщения с регионами Поволжья и Южного Урала, богатыми хлебом. Поэтому уже 22 февраля 1874 года началось строительство Оренбургской железной дороги. Работы шли одновременно на нескольких участках. В результате постоянное движение через Самару и Кинель до Оренбурга открылось 1 января 1877 года.

Однако и после этого более 30 лет поезда ходили через временный железнодорожный мост, который приходилось разбирать на время паводка. Лишь 9 июля 1904 года было открыто движение по постоянному железнодорожному мосту через реку Самару, целиком выполненному из металла. В отличие от прежнего, временного, он уже был во всем похож на нынешний, хорошо известный всем горожанам.

Но и после этого на реке действовали многочисленные паромные переправы, поскольку местные грузовые перевозки железная дорога на себя взять не могла. Еще полвека у нашего города не было ни одного постоянного автогужевого моста через реку Самару, пока 15 сентября 1954 года такое сооружение в районе Сухой Самарки, не было принято в эксплуатацию.

Самара today

*