8 июля 1942 года (в ночь на 9 июля) в Куйбышеве была объявлена первая воздушная тревога в связи с активностью немецкой авиации на южных подступах к городу.

Уже в июле 1942 года некоторые немецкие полевые аэродромы, располагавшиеся в районе Сталинграда, оказались всего лишь в 650-700 километрах от Куйбышева. Примерно в эти же месяцы линия фронта дошла до Воронежа, который после упорных боев также был оставлен советскими войсками. При этом захваченные воронежские аэродромы находились от нашего города на расстоянии 750-800 километров, что тоже было вполне преодолимо для тяжелых фашистских бомбардировщиков. Именно летом 1942 года наш город впервые с начала войны подвергся вражеским авиационным налетам.

Первая атака самолетов люфтваффе на Куйбышев произошла в ночь с 8 на 9 июля 1942 года. Правда, и в этот раз, и во время последующих налетов к окраинам второй столицы СССР смогли прорваться лишь отдельные немецкие машины, поскольку противовоздушная оборона города по огневой мощи была равна московской. Все-таки в Куйбышеве в то время располагались и правительственные учреждения, и эвакуированные оборонные предприятия, и иностранные посольства. Неудивительно, что небо над нашим городом подразделения противовоздушной обороны прикрывали очень надежно.

Согласно архивным данным, в течение всей войны увидеть Куйбышев с воздуха в общей сложности смогли экипажи лишь немногим больше полусотни фашистских самолетов. Однако при этом ни одному из них так ни разу и не удалось сбросить бомбы на наш город. Все они из-за очень плотного огня с земли вынуждены были опоражнивать свои бомболюки уже на дальних подступах к «запасной столице» — либо над волжскими водами, либо над безлюдными степями Заволжья. Поэтому в Куйбышеве за все время Великой Отечественной войны не случилось ни одного пожара или какого-либо другого происшествия, причиной которого стала бы вражеская авиация.

В этом отношении меньше повезло Сызрани, которая и к линии фронта была ближе, да и в целом ее противовоздушная оборона оказалась слабее, чем на подступах к областному центру. Всего в течение 1942-1943 годов на Сызрань силами люфтваффе было произведено около 20 авианалетов, и в двух случаев они закончились бомбежкой. Тогда в общей сложности на ее территорию упало 10 фугасных и одна зажигательная немецкая бомба, но в целом вражеские бомбардировки нанесли городу лишь минимальный ущерб.

Не менее важным стратегическим объектом в это время был Сызранский железнодорожный мост через Волгу. В разгар Сталинградской битвы фашистская авиация не раз предпринимала попытки разбомбить не только его, но также железнодорожную станцию Батраки (ныне город Октябрьск) и прилегающие к ней склады с горючим. Однако по причине четкой работы системы ПВО сделать этого немцам так и не удалось. Все вражеские бомбы легли далеко от намеченных целей, а один из фашистских стервятников был сбит на дальних подступах к станции Батраки.

Кроме того, немцы предпринимали и совсем уже экзотические попытки подрыва моста с помощью плавающих мин, которые фашистские самолеты сбрасывали в Волгу выше его по течению. Однако все эти мины были обезврежены силами НКВД и команды Батракской нефтеперевалочной нефтебазы, на которую тоже была возложена ответственность по их обнаружению. Эта специальная сторожевая служба была сформирована в те же месяцы в помощь чекистам и пожарным, и в целом вся система полностью обеспечивала безопасность движения речных караванов и обнаружение сброшенных плавучих мин.

Опасность вражеских бомбардировок для «запасной столицы» была полностью ликвидирована лишь в июле 1943 года, когда победоносно для нашей страны закончилась Курская битва. Но авианалетов на Куйбышев почти не стало еще весной того же года, как известно, советские войска завершили разгром группировки немецко-фашистских войск, окруженных под Сталинградом, и отбросили части вермахта от Воронежа.

Самара today

*