21 июня 1911 года произошел опустошительный пожар в Кинеле, в результате которого поселок был уничтожен почти целиком. Одной из самых серьезных огненных катастроф в истории Самарской губернии считается пожар, случившийся 21 июня 1911 года в поселке Кинель. Как свидетельствует газета «Самарские губернские ведомости», а также другие периодические издания того времени, в 3 часа пополудни в районе расположенной на окраине поселка железнодорожной станции неожиданно загорелся сарай.

Уже через полчаса от него запылали дома на двух соседних улицах. Между тем все оснащение местной пожарной команды тогда состояло лишь из двух насосов и двух бочек на конном ходу. Конечно же, кинельские огнеборцы в этой ситуации мало что могли сделать с разбушевавшимся пламенем. В итоге уже через час с небольшим после начала пожара огонь перекинулся через железнодорожные пути на другую сторону поселка.

Когда загорелись пристанционные сооружения, в Кинеле началась невообразимая паника. К вечеру здесь уже пылали и прилегающие к станции торговые лавки, стоящие на путях товарные вагоны, а также штабели приготовленных для ремонта просмоленных шпал. Мало того – в самый разгар катастрофы воспламенились даже те шпалы, на которых лежали рельсы действующей железнодорожной линии, по которой, между прочим, поезда из Санкт-Петербурга и Москвы через Самару шли в Среднюю Азию.

К 8 часам вечера того же дня из Самары в Кинель прибыл пожарный поезд, которым командовал сам начальник железной дороги г-н Черный. Однако ко времени его приезда пожар уже стал затихать. Остаток вечера и всю ночь прибывшие спасатели в основном лишь тушили дымящиеся развалины. Полностью пожар прекратился только к утру следующего дня.

Отрадно, что в ходе борьбы с огненной стихией работникам железной дороги и группе пожарных удалось отстоять здание вокзала, которое незадолго до этого построили из камня. Однако почти все остальные строения в Кинеле были деревянными, и, конечно же, в тот страшный вечер их целиком поглотила огненная стихия. Из 530 зданий, которые в этом поселке стояли на учете до 21 июня 1911 года, более-менее нетронутыми огнем остались только 26, в их числе – уже упоминавшийся вокзал, местная церковь и… винная лавка. Зато полностью сгорела почтовая контора, в помещении которой хранилась крупная денежная сумма.

По данным губернской полиции, в результате той трагедии в Кинеле погибло более десятка человек, а также сгорел один покойник, родственники которого до похорон не сумели вынести тело из пылающего дома. А еще в ходе пожара погибло 2445 коров и 2235 единиц мелкого скота, а 3265 человек лишились крова.

По распоряжению начальника железной дороги, правомерность которого подтвердил и министр путей сообщения, движение поездов через станцию Кинель было задержано почти на сутки. Все это время прибывшая из Самары ремонтная бригада восстанавливала сгоревшие шпалы и меняла рельсы, которые во многих местах оказались покореженными разбушевавшимся пламенем. Тем временем вдоль остановленных близ станции поездов ходили кинельцы, лишившиеся жилья, и просили милостыню. Им охотно подавали, причем не только на следующий день после трагедии, но и еще в течение долгого времени, когда после возобновления железнодорожного движения через Кинель, здесь останавливались проходящие поезда.

Кинельская трагедия, а также другие подобные катастрофы начала ХХ века, заставили российские и губернские власти внимательнее отнестись к планировке и противопожарному обеспечению не только крупных городов, но и мелких населенных пунктов. Помогли и некоторые финансово-строительные льготы, введенные решением правительства для жителей пострадавших городов. В результате уже к 1913 году поселок Кинель, можно сказать, воскрес из пепла почти в тех же размерах, каким он был до трагедии.

Самара today

*