6 июня 1945 года в Куйбышевском областном суде началось слушание уголовного дела банды Николая Теплова, известной в городе как «Черная кошка».

Специальные отделы по борьбе с бандитизмом (ОББ) в структуре уголовного розыска большинства областных и краевых управлений внутренних дел стали создаваться во время Великой Отечественной войны, когда во многих регионах СССР резко активизировались вооруженные бандитские группировки. В условиях массовой эвакуации населения всевозможные стволы, гранаты и даже взрывчатка имели почти беспрепятственное хождение по всей стране.

В Куйбышеве на борьбу с преступностью были брошены лучшие силы милиции и НКВД, что объяснялось статусом города как запасной столицы. Тем более что в городе появились банда, которая впоследствии стала известна как куйбышевская «Черная кошка». Бытует даже мнение, что кто-то из блатных привез это название из Куйбышева в Москву, и здесь оно понравилось одному из столичных паханов. Во всяком случае, в провинциальном Куйбышеве местная банда «Черная кошка» начала действовать еще за год до событий, о которых затем рассказали братья Вайнеры.

Слухи о жестокой банде поползли по Куйбышеву летом 1944 года. Обыватели рассказывали друг другу о преступниках, которые по ночам врываются в квартиры горожан или на склады, берут все, что им понравится, а при малейшем сопротивлении стреляют в людей безо всякой жалости. Как обычно, доставалось милиции: мол, она ничего не может поделать с этими грабителями. Лишь буквально накануне нового 1945 года «народный телеграф» принес долгожданную весть: налетчики наконец-то пойманы милицией, а некоторые уничтожены.

Эта операция была проведена сотрудниками ОББ куйбышевского уголовного розыска под непосредственным руководством начальника отдела капитана Казакова, который 28 декабря 1944 года получил агентурные сведения о том, что в эту ночь бандиты попытаются совершить ограбление жилого барака на улице Полевой. По указанному адресу была устроена засада. Когда около полуночи преступники стали взламывать дверь одной из квартир, в коридор из соседней двери с ломом в руках выскочил жилец Семен Наумов, ничего не знавший о милицейской операции. Храбрец уже замахнулся на бандита, но тот успел среагировать и выстрелил в Наумова из пистолета, попав ему в левое легкое. И тут как раз подоспели сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом, которые обезоружили преступников и вызвали «скорую помощь». Благодаря усилиям медиков Наумов остался жив и впоследствии был награжден милицией ценным подарком.

Задержанными оказались уклоняющиеся от призыва в Красную Армию 18-летний Николай Теплов по кличке Теплый, уроженец Омска, а также 19-летние жители разных сел Куйбышевской области Валентин Сурков и Юрий Соболев. Выяснилось, что в мае 1944 года Теплов, получив повестку из военкомата, скрылся из Омска, купил документы на имя Николая Сеткова и стал с ними ездить по разным городам, совершая там кражи. В Куйбышеве он встретился с такими же, как и он, молодыми парнями, не желающими исполнять воинский долг. Вместе они решили заниматься воровством и грабежами, для чего приобрели два пистолета «ТТ» и револьвер «Смит-и-Вессон».

Банда начала свои похождения с квартирных налетов, а осенью 1944 года ограбила еще и несколько складов торговых организаций и ряд учреждений, в числе которых была даже прокуратура Ленинского района города Куйбышева. Здесь преступники взяли пишущую машинку со стола секретаря, которую затем продали скупщикам. В дальнейшем к банде присоединилось еще восемь человек, которые также участвовали в налетах. В общей сложности в уголовном деле фигурировало 25 преступных эпизодов, в числе которых были семь вооруженных налетов на квартиры и два налета на госучреждения, а также кражи, убийства и покушения на убийства. Как уже говорилось, главаря и его ближайших подручных оперативники взяли в декабре 1944 года, но некоторые оставшиеся на свободе члены банды все еще продолжал орудовать в городе, и были арестованы в конце января 1945 года.

В ходе следствия выяснилось, что наиболее «отмороженным» из всех оказался главарь банды Теплов, который без раздумья стрелял и в жильцов, и в складских сторожей. Кроме упоминавшегося выше Наумова, он во время налетов ранил еще четверых человек, а также убил 14-летнего Владимира Кудинова, который во время одного из нападений заявил Теплову, что знает, где тот живет, и обязательно сообщит о нем в милицию. Этих слов оказалось достаточно, чтобы бандиты на другой день выследили подростка, и прямо на улице Теплов в присутствии Суркова застрелил мальчика из своего пистолета.

Название «Черная кошка» у этой банды, по всей видимости, появилось с легкой руки оперативников, которые при осмотре ограбленных квартир и складов несколько раз обнаруживали в помещениях неизвестно как оказавшихся здесь котов черной масти. Жильцы при этом уверяли, что животные им не знакомы. Тогда и возникло предположение, что котов сюда специально подбрасывали преступники в знак своего превосходства и неуязвимости. Так это было или нет, но в оперативной разработке ОББ эта группировка стала обозначаться именно как «Черная кошка». Вполне возможно, что из Куйбышева это название затем распространилось по всем городам, где действовали такие же банды.

Процесс по уголовному делу банды Теплова начался в Куйбышевском областном суде 6 июня 1945 года. Всего на скамье подсудимых оказались 16 человек, в том числе 11 мужчин-налетчиков и пятеро женщин – скупщиц краденого. Приговор оказался вполне предсказуемым: для Николая Теплова – расстрел, для его ближайших подельников – от 8 до 10 лет лишения свободы в лагерях, для остальных бандитов – от 3 до 7 лет заключения. Скупщицы краденого получили от 1 до 3 лет лишения свободы, но уже вскоре вышли из лагерей по амнистии, объявленной в связи с Победой советского народа над фашистской Германией.

Самара today

*