Активные меры, предпринимаемые администрацией Самарской области по развитию аграрного сектора экономики, наращиванию производственного потенциала отрасли и совершенствованию экономического механизма хозяйствования на селе позволили стабилизировать положение и создать предпосылки для дальнейшего роста производства в агропромышленном комплексе области.

Объем реализации сельскохозяйственной продукции в 2003 году вырос, по сравнению с предшествующим годом, на 153,5 млн. рублей, или на 4 %, и составил 4535,7 млн. рублей.

Следует отметить, что в 2003 году улучшилось финансово-экономическое положение сельхозпредприятий области, год аграрии завершили пусть с небольшой, но прибылью – 45 млн. рублей. Наибольшая сумма прибыли получена в Исаклинском, Безенчукском, Большеглушицком, Кошкинском районах. С прибылью закончили год 272 хозяйства, что составляет 55% от их общего количества. Удельный вес прибыльных хозяйств вырос, по сравнению с 2002 годом, на 20%. Эти факты знаменуют собой положительную тенденцию в сельском хозяйстве Самарской области. Ведь за 2002 год убытки всего аграрного сектора составляли более 600 мл. рублей, а долги сельхозпредприятий – более 700 млн. рублей. На сегодняшний день возврат всех долгов сельхозтоваропроизводителями составил 87%. Кроме того, область полностью обеспечила себя семенным зерном, причем качество его значительно выше, чем в прошлом году: возросла доля элитных сортов.

На 2004 год губернатором К.А.Титовым перед сельчанами поставлена задача: довести норму внесения минеральных удобрений до 40 кг действующего вещества на гектар пашни. Для стимулирования этого процесса в 2003 году по распоряжению губернатора 60 млн рублей из областного бюджета были направлены на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений. Эти средства получили около 600 хозяйств. Кроме того, для поощрения победителей ежегодного областного соревнования по производству сельхозпродукции было выделено 24 млн. рублей. Такая практика сохранится и в дальнейшем.

В текущем году планируется привнести новое во взаимоотношения администрации области с аграриями. Если ранее департамент сельского хозяйства и продовольствия взаимодействовал с главами местного самоуправления и районными управлениями сельского хозяйства, то теперь этот круг планируется существенно расширить. В целях ведения прямого конструктивного диалога с областными властями к участию в различных мероприятиях будут привлекаться руководители сельхозпредприятий. Одной из первых таких встреч должно стать областное совещание с руководителями сельхозпредприятий по вопросам внесения удобрений и применения средств защиты растений, которое состоится в г. Тольятти 22 января. Перед аграриями будут выступать специалисты департамента, ученые. Планируется участие губернатора.

Та же цель – обеспечение открытости – преследуется и при проведении ежегодной учебы руководителей сельхозпредприятий. Так, 12-16 января на базе Самарской государственной сельскохозяйственной академии отраслевым департаментом будут проводиться семинарские занятия по теме: «Реализация аграрной политики и инновационная деятельность в АПК Самарской области». Занятия будут вести ученые-преподаватели Академии, НИИСХ им. Тулайкова, специалисты Главного управления труда, департамента сельского хозяйства, департамента экономического развития и инвестиций, представители страховых компаний. Участники семинаров смогут повысить уровень знаний в области кадровой работы и управления, страхования, получат представление о новом Трудовой кодексе РФ, о механизме финансирования сельхозпредприятий, о современных Интернет-ресурсах для АПК, и т.д. Предполагается, что в роли одного из преподавателей выступит Губернатор. Серию семинаров планируется завершить 16 января «круглым столом» с его участием.

В 2003 году возросли объемы средств, направляемых из областного бюджета на укрепление материально-технической базы агропромышленного комплекса, организацию машинно-технологических станций и обеспечение сельскохозяйственной техникой товаропроизводителей на условиях финансового лизинга, развитие системы селекции и семеноводства, агрохимического обеспечения сельского хозяйства области, внедрение передовых технологий производства в растениеводстве и животноводстве области.

Из средств областного бюджета на поддержку приоритетных направлений развития АПК было направлено 806,13 млн. рублей.

На закупку сельскохозяйственной техники из областного бюджета по статье «Реализация договоров лизинга в сельском хозяйстве» было выделено 522,7 млн. рублей. Это позволило поставить сельхозтоваропроизводителям области по договорам финансового лизинга 426 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 38 зерноуборочных комбайнов, 84 трактора, 10 силосоуборочных комбайнов, 6 кормоуборочных комбайнов, другую сельскохозяйственную технику и 160 голов нетелей голштино-фризской породы.

Использование механизма субсидирования из федерального бюджета процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельхозтоваропроизводителями, предприятиями и организациями АПК позволило в 2003 году дополнительно привлечь в агропромышленный комплекс Самарской области около 790,0 млн. рублей кредитных ресурсов коммерческих банков.

Из областного бюджета на субсидирование разницы в процентных ставках по коммерческим кредитам предприятиям АПК области направлено 5,0 млн. рублей. Применение механизма субсидирования кредитных ставок позволило в основном удовлетворить потребности сельхозтоваропроизводителей в оборотных средствах для проведения сезонных сельскохозяйственных работ.

В результате принимаемых мер по поддержке АПК в 2003 году объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 102,2% к уровню 2002 года.

Бесспорным приоритетом в отрасли земледелия было и остается производство зерна, в 2003 году под зерновыми было занято 1153,7 тыс. га. Валовой сбор зерна в бункерном весе составил 1520,0 тыс. тонн при урожайности 13,9 центнеров с каждого гектара убранной площади.

Производство картофеля в 2003 году, по сравнению с 2002 годом, увеличилось на 17,1% и составило 573,9 тыс. тонн, при средней урожайности 118,6 ц/га. Следует отметить рост производства на 19,1% — за счет увеличения урожайности картофеля с 215,4 ц/га в 2002 году до 251,0 ц/га (на 17%).

Производство овощей увеличилось на 35 % и составило 266,5 тыс. тонн только за счет роста урожайности на 55,2 ц/га при средней урожайности 213,2 ц/га. Среди овощеводческих хозяйств области ООО «Вега» Сызранского района получило наибольшую урожайность картофеля (451 ц/га) и овощей (519 ц/га), в том числе капусты — 1050 ц/га, моркови – 1000 ц/га, столовой свеклы — 700 ц/га.

Производство семян подсолнечника в 2003 году выросло к уровню прошлого года на 57% и составило 200,0 тыс. тонн. Это обусловлено увеличением посевных площадей под данной культурой в текущем году и ростом урожайности. Урожайность подсолнечника возросла с 6,7 ц/га в 2002 году до 8,4 ц/га в текущем году (на 25 %).

Вследствие расширения посевных площадей (на 34% больше уровня 2002 года) и роста урожайности на 123,0 ц/га производство сахарной свеклы в 2003 году составило 74,2 тыс. тонн (рост в 15,1 раза к уровню 2002 года).

В 2003 году определенные позитивные изменения произошли и в развитии животноводства области. Так, увеличено поголовье свиней во всех категориях хозяйств по сравнению с 2002 годом. В целом по области поголовье свиней в 2003 году возросло на 4 %, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях поголовье свиней выросло на 2 %.

Уровень роста поголовья птицы в сельскохозяйственных предприятиях в 2003 году составил 7% к уровню 2002 года. Выросло также поголовье птицы на птицефабриках области: Обшаровской (на 36 %), Тольяттинской (на 22%), Волжской (на 6 %).

В результате этого в текущем году наблюдается рост объема производства скота и птицы (на 4,3 % по сравнению с 2002 годом). Произошло это в основном за счет роста в отраслях свиноводства. Так, объем производства свинины в 2003 году, по сравнению с 2002 годом, вырос на 40%.

Итоги 2003 года подтверждают, что внедрение современных сельскохозяйственных проектов в агропромышленном комплексе области позволяет проводить коррекцию рыночных механизмов и в сочетании с государственным регулированием обеспечивает динамику экономического роста.

*