В Швеции прошел ходовые испытания корвет «Висбю» — первый в мире военный корабль, построенный по технологии «стелс». Подобно самолетам, уже давно использующимися в боевой авиации, он будет невидимым для радаров. С тех пор, как британцы во время второй мировой войны изобрели радар, ученые бьются в поисках способа обмануть «электронный глаз». Однако до кораблей эта технология дошла только сейчас.

«Висбю», построенный фирмой Kockums на верфи в Карлскруне, войдет в состав Королевских ВМС Швеции в январе 2005. Планируется построить еще четыре таких же корабля.

Корвет почти целиком состоит из углеродного волокна — того самого материала, из которого делают шасси болидов «Формулы-1» и корпуса гоночных яхт.

В этом, да еще в необычной форме корабля, и состоит секрет «невидимости». Главное — избегать в конструкции вертикальных поверхностей и прямых углов.

«Нам удалось сократить отражающую поверхность на 99%», — сказал корреспонденту Би-би-си конструктор Джон Нильсен.

Даже 57-миллиметровая пушка на борту «Висбю» в походном положении уходит в корпус.

В результате корвет может быть обнаружен вражескими радарами на расстоянии, не превышающем 30 км, тогда как соответствующая дистанция для обычных кораблей того же класса — 100 км.

Кроме того, углеродное волокно в два раза легче стали, поэтому при водоизмещении в 600 тонн «Висбю» в два раза легче традиционного судна таких же размеров.

«Моряки просто влюбились в этот корабль. Его трудно назвать красивым в привычном смысле этого слова. Он больше всего смахивает на коробку для школьного завтрака. Зато у него превосходная маневренность», — говорит Джон Нильсен.

Что в проекте у американцев?

Шведы на сегодняшний день вырвались вперед, но американские и британские кораблестроители, разумеется, не сидят, сложа руки.

Консорциум фирм во главе с компанией Northrop Grumman Ship Systems получил 2,8-миллиардный контракт на создание для ВМФ США эсминца-«невидимки» под условным названием DD (X), который должен вступить в строй к 2011 году.

«DD (X) произведет такую же революцию в военно-морском деле, как в конце XIX века — первый британский дредноут», — говорит пресс-секретарь Northrop Grumman Брайан Каллин.

Помимо всего прочего, экипаж нового корабля будет на целых 200 человек меньше, чем у нынешних американских эсминцев серии «Арли Берк».

«Во время последней войны в Ираке наш флот использовал ракеты «Томагавк» дальнего радиуса действия ценой в миллион долларов каждая. DD (X) сможет подойти к неприятельскому берегу гораздо ближе и использовать более простые и дешевые ракеты. Это обеспечит экономию денежных средств при большей плотности огня», — продолжает он.

В Британии создают свою «невидимку». На верфи Govan and Scotstoun в Глазго, принадлежащей компании BAE Systems, в 2007 году собираются спустить на воду первый корабль, построенный по технологии «стелс» — многоцелевой эсминец «Дэринг». Кораблям этой серии предстоит стать основной силой Королевского флота.

В отличие от своего шведского собрата он будет стальным.

В британском Министерстве обороны вообще сомневаются в живучести кораблей из углеродного волокна и их способности выдержать океанские шторма.

Но Джон Нильсен отвечает на это, что «Висбю» предназначен только для плавания в прибрежных водах.

Как бы то ни было, коммодор Стивен Сондерс, редактор раздела «Боевые корабли» справочника Jane»s, видит за кораблями-«невидимками» огромное будущее.

По его мнению, они могут быть особенно эффективны в морях, омывающих Тайвань, если дело там дойдет до конфронтации.

Впрочем, надводные корабли никогда не удастся сделать полностью невидимыми, считает он.

(Фото корвета «Висбю»)

Крис Саммерс,

Би-би-си

12 июня 2004 г., 09:10 GMT 13:10 MCK

Би-би-си

*