Исполнилось девять дней, как не стало Александра Починка, экс-министра и экс-сенатора. Жизнь сводила его с сотнями политиков самых разных взглядов. И, пожалуй, только смерть такой яркой личности, какой был Александр Петрович, и могла их объединить.

Он всю жизнь торопился…

Чудаковатый

В начале 90-х мне часто приходилось бывать в Белом доме. Починок тогда был депутатом, членом ВС РСФСР. Поначалу его воспринимали как чудаковатого молодого (ему было немного за 30) ученого-экономиста. Но стоило ему начать говорить, и вы уже переставали замечать его оттопыренные уши (за которые его еще в детстве дразнили Чебурашкой), движения, словно на шарнирах (за что он получил еще одно прозвище – Самоделкин, был такой персонаж советского мультика). Он покорял своей эрудицией, феноменальной памятью, нестандартными выводами. На его лекции в Плехановском институте всегда собирались толпы студентов с разных потоков.

Проститься с Александром Починком пришли сотни людей

– Многие политики 90-х затерялись в нулевые годы, – говорит давний знакомый Починка Виктор Похмелкин. – А он не потерялся: был очень ярким, профессионалом высочайшего класса. Даже Егор Гайдар с другими экономистами, в том числе либеральными, часто спорил, а с Починком – никогда, всегда безоговорочно принимал его точку зрения.

Любознательный

– В Александре всегда жил любознательный мальчик, – вспоминает друг Починка – адвокат Вадим Клювгант. – Он каким-то образом умудрялся иметь самую свежую информацию практически обо всем – от того, что происходит в мире, стране, науке и искусстве, до бытовых мелочей. Это очень облегчало нам жизнь: в начале 90-х в Москве было туго с продуктами. А мы, депутаты иногородние, жили в гостинице, где снабжение было отнюдь не роскошным. Так вот, Починок каким-то непостижимым образом всегда точно знал, на каком этаже еще остались сосиски.

Клювгант и Починок – оба с Урала. Починок родом из Челябинска, а Клювгант – из Магнитогорска, где в 1993-м был мэром и куда Александр приехал вести свою избирательную кампанию. Жил он тогда у Клювганта.

Матвиенко очень искренне соболезновала вдове Починка и его сыновьям

– Починок был удивительно непосредственным, – рассказывает адвокат. – В политике это редкое явление. Вы знаете, как он проводил свою предвыборную кампанию? Он пешком исходил многие километры сельских дорог, меся сугробы ради встречи с людьми, чтобы объяснить им свою позицию и то, что произошло в Москве (буквально перед этим был расстрелян Белый дом – очень непростое время). Это было настоящее самопожертвование.

Необидчивый

– Он был готов на многое ради результата, – вспоминает Ирина Хакамада. – Помню, Черномырдин мне однажды бросил, мол, если хочешь со мной поговорить, приходи на прием. Я ответила: так у вас, говорят, часами ждут. Ну и что, отвечает, сиди и жди, Починок же ждет. Мне это казалось унизительным, а Саша просто не обращал внимания на такие вещи.

На самом деле обращал. Он как-то сказал, что боится журналистов: «Когда человеку в жизнь лезут, это всегда неприятно. Поэтому так же переживаю, когда укусят ни за что. Так же удивляюсь: зачем пишут?»

Эта смерть тем более неожиданна, что Починка никто никогда не видел болеющим

Вся статья здесь:

Собеседник №11 «1417:00, 25 Марта 2014

Подробнее: "Собеседник.ру"

"Собеседник.ру"

*