9 марта 1920 года Сызранский уком РКП(б) постановил предложить членам партии, имеющим граммофоны, передать их по твердой цене уездному отделу народного образования.

В постановлении говорилось, что они будут распределены по клубам и другим культурно-просветительным учреждениям города для организации культурных мероприятий.

Сейчас трудно сказать, сколько музыкальных ящиков было передано на просветительские нужды, но один из них точно не попал в сызранский отдел народного образования. Уже в наши дни его передала Тольяттинскому краеведческому музею семья жителей Сызрани Бобровых. Напольный граммофон приобрели их предки на знаменитой Нижегородской ярмарке за огромные по тем временам деньги – 700 рублей, хотя обычные настольные стоили в то время не дороже 50 рублей.

От обычного напольный граммофон отличается своей массивностью и тем, что у него нет характерной для всех таких приборов детали – медного рупора. Однако качество звучания у него значительно выше, чем у стандартных музыкальных ящиков.

Изготовившая его в 1902 году рижская фирма «Граммофон» первой в России освоила выпуск таких изделий и считалась одной из лучших в Европе.

Вместе с необычным граммофоном музей приобрел коллекцию старинных грампластинок. Наиболее интересные из них – с записями голоса Федора Ивановича Шаляпина. К сожалению, старинные диски основательно поистерлись, и сейчас не столько звучат, сколько шипят. Но все же эти редкие экспонаты дают хорошее представление об уровне звукозаписи начала прошлого века.

Самара today

*