14 января 1956 года в Самаре, тогда Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской произошло событие, впоследствии вошедшее в историю города как «Чудо окаменевшей Зои». К настоящему времени вокруг него возникло столько легенд, слухов и вымыслов, что стало очень трудно отделить подлинные факты от ложных.

Согласно наиболее расхожей версии, в тот день по указанному адресу молодежь собралась на вечеринку. Все выпивали, пели и танцевали парами. Но к одной девушке, которую звали Зоя Карнаухова, в тот вечер по неизвестной причине не пришел ее парень по имени Николай. И тогда Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки. За это богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол, и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы одного слова.

По городу быстро пронеслась весть о небывалом чуде. На другой день на улице Чкаловской собрались тысячи людей, чтобы взглянуть на окаменевшую девушку. Их пыталась разогнать конная милиция, но из-за большой плотности толпы сделать этого так и не смогла. Тогда живую статую вырубили из пола и увезли в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. Однако до конца своих дней она оставалась в этом учреждении, а вся связанная с ней история по решению властей была строго засекречена. Такова легенда.

Между тем факты, собранные в результате проведенного автором этого материала журналистского расследования, показывают, что на самом деле никакого «чуда каменной Зои» попросту не было. А что же было? Какие реальные факты лежат в основе истории «окаменевший Зои»?

Первый факт. Никем и никогда не оспаривалось, что в январе 1956 года в Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось невиданное до того скопление людей (по некоторым оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они были привлечены сюда слухами о том, что в указанном доме стоит некая окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. При этом имя Зоя в первые дни не называлось, а появилось значительно позже. Фамилия Карнаухова у Зои и вовсе означилась лишь в 90-х годах.

Второй факт. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (бывший архив обкома КПСС) хранится стенограмма 13-й Куйбышевской областной партийной конференции, которая состоялась 20 января 1956 года. Здесь можно прочитать, как тогдашний первый секретарь обкома КПСС М.Т. Ефремов высказался о «чуде».

«Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое явление, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ потому, что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось патрульных — выставили еще и конную милицию. А народ — раз так, все туда… Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор газеты обкома КПСС «Волжская коммуна» — В.Е.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона». Такая статья под заголовком «Дикий случай» действительно была опубликована в «Волжской коммуне» 24 января 1956 года.

Третий факт. Автору этих строк удалось найти жильцов дома № 84 и соседних с ним домов на улице Чкаловской, которые жили здесь в дни тех событий. Все они в один голос утверждают, что никакого «чуда каменной Зои» не было. Была лишь громадная толпа, которая стояла у дома примерно в течение недели, а потом рассосалась так же быстро, как и возникла. Но как и почему появилась эта толпа, никто из жильцов сказать не мог, хотя легенду о Зое от незнакомых людей слышал каждый.

В последние годы появилось множество «вторичных» свидетелей «чуда» — людей, которые сами при событии не присутствовали, но слышали о нем много интересных подробностей, которые сами подтвердить или опровергнуть не могут.

К таким «подробностям» относят, например, рассказы о врачах «скорой помощи», которые пытались оживить Зою на месте и сделать ей уколы, но иглы у них все время ломались. О милиционерах, якобы побывавших в легендарной комнате и вмиг поседевших. Есть легенда о некоем старце, который в те дни приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с «окаменевшей отроковицей».

На самом деле не было никаких врачей, поседевших милиционеров, святых старцев. Зато есть признания отдельных журналистов, которые сочинили некоторые «подробности» о Зое и шутки ради опубликовали их в своих СМИ. Можно представить их удивление, когда эти выдумки стали перепечатываться другими изданиями в качестве доказательства реальности истории об «окаменевшей Зое».

Как ни печально, но интерес к событиям января 1956 года в Самаре-Куйбышеве ныне проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, что если бы легенду об «окаменевшей Зое» прокомментировали авторитетные самарские ученые, то не было бы вокруг нее столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Самара today

*