3 января 1919 года был открыт самый необычный железнодорожный путь через Волгу. Он был проложен прямо по льду реки близ города Сызрани и позволил восстановить железнодорожное сообщение на Транс-Сибирской магистрали, прерванное почти на год. В тяжелое для страны время голода и разрухи эта уникальная переправа помогла доставить в центральные районы страны тысячи тонн важных грузов.

В мае 1918 года теснимые Красной Армией белогвардейцы взорвали единственный на Средней Волге Александровский железнодорожный мост. Учитывая его стратегически важное значение, на восстановление моста советское правительство направило лучшие силы строителей во главе с наркомом путей сообщения РСФСР П.А.Кобозевым. За ходом строительства пристально следил В.И.Ленин.

Работа шла круглосуточно, ночью — при свете костров. Чтобы не терять время на решение бытовых проблем, на берегу реки еще осенью были построены пекарня и баня. Зимой людей кормили прямо на льду. Тысячи рабочих не только ремонтировали мост, но и строили под руководством наркома временную железнодорожную ветку через Волгу.

Делалось это так. На лед укладывался хворост, его заливали водой из прорубей. Затем на эту ледяную насыпь намораживались штабеля из шпал. К ним крепились рельсы легкого типа, а с обоих берегов из бревен сооружался плавный спуск для локомотивов.

Первая железнодорожная ветка заработала 3 января. По ней вагоны водили конной тягой. 18 января на южной стороне моста была открыта вторая, более надежная колея. По ней ходили небольшие поезда, ведомые маневровым паровозом. Первый пробный поезд с тяжело нагруженными платформами провели по льду два коммуниста: сызранский машинист И.Л.Свирский и нарком путей сообщения П.А.Кобозев. Когда состав достиг противоположного берега реки, раздалось громкое «Ура!»

До самой весны просуществовал это уникальный ледовый мост. «За две недели февраля 1919 года (с 1-го по 14-е) через Волгу перекачено 546 вагонов с хлебом для Центра и 848 вагонов другого груза«, – писала газета «Коммуна», орган самарского губкома РКП (б). А всего по нему было перевезено более 20 тысяч вагонов с оружием для Красной Армии, сибирским хлебом и лесом, среднеазиатским хлопком и другими грузами. К весне были завершены работы по восстановлению ферм основного моста. Он служит Куйбышевской железной дороге и поныне.

Самара today

*