Не меньше миллиона россиян потребовали вчера отменить ЕСН, отказаться от замены натуральных льгот деньгами и повысить зарплату бюджетникам в полтора раза. Чиновники говорят, что волна народного возмущения была срежиссирована и сами протестующие не поняли, против чего они выступили.

В Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) входят 48 общероссийских и межрегиональных профсоюзов и 78 территориальных профсоюзов. Во вчерашней акции ФНПР против “наступления на социальные права и интересы трудящихся и населения”, по данным самой федерации, участвовали трудящиеся из 73 республиканских, краевых и областных центров и еще 300 городов и райцентров. Председатель ФНПР Михаил Шмаков, которого цитирует “Интерфакс”, говорит, что протестующих было “около миллиона человек”.

В Москве толпы митингующих осадили Белый дом, здания Госдумы, Минэкономразвития, Минтруда и Минобразования. Участники акции требовали “не допустить” принятия законов, “ведущих к снижению уровня соцгарантий и льгот” (на 2 июля в Думе назначено голосование за пакет законопроектов о замене натуральных льгот деньгами), погасить все долги по зарплате, не позднее 2005 г. законодательно зафиксировать минимальную зарплату не ниже прожиточного уровня, в полтора раза повысить зарплату бюджетникам, пересмотреть ставку подоходного налога “с граждан, имеющих разные доходы”, не допускать необоснованного роста тарифов, отменить ЕСН (налоговый подкомитет Думы уже одобрил снижение его эффективной ставки с 29,4% до 24,15%) и “сохранить доступность здравоохранения и образования”. В случае, если эти требования не будут выполнены, Шмаков обещал осенью устроить всероссийскую забастовку.

Чиновники отреагировали незамедлительно: вчера Шмакова в Белом доме приняли вице-премьер Александр Жуков и министр здравоохранения Михаил Зурабов. Волнующие ФНПР проблемы они договорились обсудить на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 25 июня. Но, по словам источника среди организаторов встречи, “профсоюзы о ней попросили и вряд ли бы им отказали и без акции протеста”. Да и о самом заседании трехсторонней комиссии, по его словам, чиновники договорились заранее.

Но дальше жестов вежливости власть идти не готова. Советник предправления Пенсионного фонда Владимир Вьюницкий говорит, что в правительстве был “серьезный разговор” из-за акции ФНПР, “поскольку конфликтные ситуации никому не нужны”, но считает, митингующие не разобрались, против чего протестуют. “Когда в 2000 г. вводился ЕСН, профсоюзы не протестовали, а теперь хотят его отменить. А как они предлагают финансировать пенсионную систему?” — возмущается чиновник. Остальные лозунги профсоюзов он называет “политическими” и “популистскими”. Источник в одном из министерств, готовивших законопроекты о монетизации льгот, полагает, что протесты — “скорее точка зрения профсоюзных активистов, чем волна народного гнева”. Вице-спикер Госдумы от “Единой России” Георгий Боос убежден, что мнение “народа” “искусственно подогрели лидеры профсоюзов”. “Действительно страшно, что обманут, отберут и ничего не дадут взамен, но и профсоюзные лидеры должны прекрасно понимать, что живые деньги намного лучше, чем ничем не обеспеченные или вовсе формальные льготы”, — увещевает митингующих “единоросс”.

Пресс-секретарь министра финансов Геннадий Ежов вовсе говорит, что размер задолженности по зарплате сейчас самый низкий с начала 2003 г. — 25 млрд руб. “Регионы получают из федерального центра всю необходимую помощь, чтобы вовремя платить зарплату своим бюджетникам. Скорее всего, люди протестуют против задержек в частном секторе, но тут уже правительство и Госдума сделали все, чтобы ужесточить ответственность работодателей”, — утверждает он.

По мнению замгендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, “процесс народного гнева объективен”, а Кремль, позволяя акции вроде митингов ФНПР и вчерашнего отказа “Родины” утвердить часть законопроектов о реформе ипотеки, лишь пытается его контролировать, “чтобы инициативу не приватизировали коммунисты и ультралевые”.

Анфиса Воронина

Ведомости 11.06.2004, №100 (1140)

Ведомости

*