9 сентября 1891 года скончался самарский купец во временном праве В.П. Гольдебаев, которого можно назвать самарским Кулибиным. Он родился в семье крестьянина деревни Верхне-Печерские Хутора Самарского уезда. С детства увлекся кузнечным ремеслом. Делал подковы, грабли, мотыги, словом, весь нехитрый инструмент, без которого не обойтись в хозяйстве.

В 25 лет Василий впервые увидел настенные часы и задумал сделать такие же. И сделал, из дерева. Нашелся и покупатель: зажиточный односельчанин, у которого останавливалось во время поездок волостное начальство. Заночевал раз в деревне управляющий Самарской удельной конторой Н.А. Набоков и заказал умельцу медные часы, дав 12 рублей на приобретение слесарного инструмента. Часы те попали в столицу, откуда прислали в подарок сельскому умельцу машину для нарезки зубцов часовых колес. Но заказчиков на часы было мало. Поэтому Василий чинил самовары, делал замки, ружья, самопрялки, бляхи для полицейских сотников, резал печати.

Переехав в село Екатериновку того же уезда (ныне Безенчукский район), изготовил по заказу Самарского губернатора К.К. Грота пять ручных пожарных машин (насосов), сто уличных фонарей, таблички с названиями губернских учреждений. По предложению властей открыл ремесленное училище.

В 1863 году на первую губернскую выставку сельскохозяйственного инвентаря Гольдебаев представил паровую машину, за которую был награжден большой серебряной медалью.

Дела механика-самоучки шли столь успешно, что он со временем перебрался в Самару, открыл на Дворянской улице магазин и торговал не только инструментами и машинами собственного изготовления, но и швейными машинами, велосипедами.

Нижегородский механик Кулибин, по свидетельству советских историков, умер в нищете. О Василии Парамоновиче Гольдебаеве этого не скажешь. Он умер в возрасте 73 лет, оставив своим детям Андрею и Марье наследство на сумму более 10 тысяч рублей. Они продолжили дело отца, но менее успешно.

Самара today

*