Рэй Чарльз — величайший музыкант и певец стилей ритм-энд-блюз, соул, госпел и свинг, душа Америки, скончался в своем доме в Беверли-Хиллз в возрасте 73 лет. По словам его импресарио, причиной смерти стало обострение давней болезни печени.

«Я родился с музыкой в себе»

Автор бессмертных Georgia on My Mind, I Can»t Stop Loving You и What»d I Say стал классиком еще при жизни.

Рэй Чарльз был слепым с шести лет и сиротой — с 15.

Великолепный пианист и саксофонист, он обладал к тому же уникальным голосом — сильным и теплым, берущим душу, со знаменитой рэй-чарльзовской блюзовой хрипотцой.

Рэй Чарльз 12 раз становился победителем «Грэмми». Пик его славы пришелся на 1960-1966 годы, когда он получил девять высших музыкальных наград и три раза был признан автором лучшей песни года в стиле ритм-энд-блюз — за Hit the Road Jack, I Can»t Stop Loving You и Busted.

«Я родился с музыкой в себе. Это единственное объяснение, которое приходит мне в голову», — написал он в автобиографии, вышедшей в 1978 году.

«Иногда я чувствую себя ужасно, но, когда я выхожу на сцену и начинаю играть, это вроде как если вы испытывали боль, а потом приняли аспирин, и все прошло. Не знаю, как это получается», — говорил он.

Слепой вундеркинд

Рэй Чарльз Робинсон родился 23 сентября 1930 года в Олбани, штат Джорджия. Его отец, Бэйли Робинсон, был механиком, а мать работала на лесопилке.

В разгар Великой депрессии семья переехала в Гэйнсвилль, Флорида.

Когда Рэю было пять, его младший брат утонул в корыте, которым мать пользовалась для стирки.

«Мы были страшно бедны. Мы стояли на самой нижней ступеньке социальной лестницы», — позднее говорил он.

Еще через год Рэй ослеп. В качестве причины называли глаукому, но диагноз так и не был толком поставлен.

Он вспоминал потом, что его спасли мама и музыка.

С трех лет Рэй начал напевать, подражая таперу из соседнего кафе.

У него был талант от Бога. В интернате для глухих и слепых детей он одновременно научился читать слова и ноты — по системе Брайля. Играл на множестве инструментов — трубе, кларнете, органе, саксофоне и пианино.

«Читая я ноты по системе Брайля и, играя на слух, я развил у себя чертовскую память. Я мог сочинить аранжировку, сидя за столом и ни разу не прикоснувшись к клавишам. Музыка была у меня в голове», — писал он годы спустя.

Своими учителями Рэй Чарльз называл Шопена, Сибелиуса, Дюка Эллингтона и гигантов джаза Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу.

«Единственный гений в нашей профессии»

Выступать Рэй Чарльз начал в Сиэтле, в оркестре джазовой певицы Рут Браун. Там же встретил Квинси Джонса, который стал его продюсером и лучшим другом.

Его взлет к славе был стремителен. В 1952 году молодой певец заключил контракт с компанией Atlantic Records. Два года спустя сочинил I Got a Woman, первую песню в изобретенном им самим стиле соул, родившемся на стыке госпела и ритм-энд-блюза.

В 1959 году песня What»d I Say сделала его звездой. Некоторые радиостанции снимали ее с эфира, находя голос Чарльза чересчур эротичным. Вскоре он уже выступал в Карнеги-холл и на джазовом фестивале в Ньюпорте.

Рэй Чарльз много экспериментировал, использовал в своих аранжировках флейту, мандолину, банджо, металлическую гитару и даже выступал с симфоническим оркестром.

Свою последнюю «Грэмми» он получил в 1993 году за песню A Song for You, но и потом много выступал с концертами.

Чарльз дружил с Мартином Лютером Кингом и однажды отказался выступать в ЮАР в зале, куда не пустили африканцев, но вообще-то был аполитичным человеком. Кроме музыки, страстно увлекался шахматами.

С прошлого года он редко появлялся на публике. В последний раз это произошло 30 апреля, на церемонии объявления его старой студии в центре Лос-Анджелеса историческим памятником.

Осложнение после перенесенной операции на шейке бедра заставило певца отменить запланированное на май выступление в Нью-Йорке.

Несмотря на проблемы со здоровьем, Рэй Чарльз до последних дней работал над новым диском с записями песен, которые он исполнил дуэтом с Элтоном Джоном, Норой Джонс и Джонни Матисом.

«Единственный гений в нашей профессии», — сказал о нем Фрэнк Синатра.

Сам Рэй Чарльз говорил о себе скромнее.

«Музыка была на свете очень давно, и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что-то хорошее».

10 июня 2004 г., 23:49 GMT 03:49 MCK

Би-би-си

*