Статины, класс лекарственных средств, которые часто используется для снижения уровня холестерина в крови, также замедляют процесс старения, установили ученые в своем новом исследовании, опубликованном в журнале FASEB.

Препараты применяются с целью лечения и профилактики атеросклероза и способны блокировать работу фермента (HGM-CoA) в печени, который является необходимой для производства холестерина.

В ходе новейшего исследования ученые обнаружили, что статины могут снизить скорость сокращения длины теломер (концевых участков хромосом), которые отвечают за естественный процесс старения организма.

Теломеры – концевые участки хромосом. В результате деятельности фермента теломеразы, которая добавляет повторяющиеся последовательности к концу цепи ДНК на теломерах, длина теломерных участков хромосом клетки увеличивается или сохраняется на постоянном уровне, позволяя клетке делиться неограниченно долго. В большинстве дифференцированных клеток теломераза заблокирована, однако активна в стволовых и половых клетках. С возрастом человека теломеры сокращаются, клетки перестают делиться и продолжительность жизни человека уменьшается.

В исследовании приняли участие 203 добровольца, которых поделили на две группы. Участники первой группы принимали статины, участники второй контрольной группы не использовали препараты. В ходе анализа ученые измеряли у всех активность теломеразы.

В результате было обнаружено, что у пациентов, принимавших статины, активность теломеразы в белых клетках крови (лейкоцитах) была выше по сравнению с пациентами контрольной группы.

“По активации теломеразы, статины могут представить новый молекулярный переключатель, который может замедлить работу стареющих клеток в наших тканях и способен увеличить продолжительность жизни и здоровья организм“, — комментирует ведущий автор работы Джузеппе Паолиссо (Giuseppe Paolisso) из Второго Университета Неаполя в Италии.

Главный редактор журнала FASEB Геральд Вайссманн (Gerald Weissmann) отмечает, что основным и значимым положительным свойством статинов является их способность снижать риск развития сердечнососудистых заболеваний, при этом примененияе препаратов безопасно для здоровья большинства людей.

“Если дальнейшие исследования подтвердят, что статины замедляют процесс старения организма, тогда эти препараты являются более сильными лекарствами, чем мы когда-либо думали”, — заключает Вайссманн.

medlinks.ru ссылка на статью