Теперь, на расчищенных завалах, она принимается ставить “действительно долгосрочные цели”. Так сказал президент в Послании Федеральному собранию, и так оно и есть на самом деле.

В чем состояла расчистка завалов — понятно. Итоги налицо:

    олигархи напуганны и рассеянны;

    независимое телевидение пропущено через мясорубку;

    война в Чечне вытеснена из информационного пространства;

    политическая оппозиция разбита вдребезги;

    губернаторы превращены в ставленников промышленных групп;

    депутаты — в дисциплинированных клонов;

    Совет Федерации — в отстойник для ненужных друзей;

    правительство — в пастбище для нужных друзей,

    а чтоб все эти деяния были верно поняты и одобрены населением, средства массовой информации взяты под строгий контроль Администрации Президента.

    Теперь, после благополучного завершения президентских выборов, однозначно подтвердивших, что расчистка завалов пришлась народу по душе, начинается совершенно новый этап — этап решения общенациональных задач.

* * *

    Пока мы еще не поняли, что это такое началось. Но уже слышим зловещие раскаты, обещающие заметное ухудшение материального положения и ограничение возможностей для его исправления политическими средствами.

    Слышите, погромыхивает? Это скоро отменят льготы всем, кто их получал. Проведут жилищно-коммунальную реформу со всеми вытекающими последствиями. Приватизируют медицину и превратят всякую мало-мальски действенную медицинскую помощь в частное предприятие. Сократят возможности получить высшее образование, а тех, кто его все же получит, заставят отрабатывать по специальности — разумеется, на низкооплачиваемых должностях.

    В результате придется тратить гораздо больше на транспорт, лекарства, учебу, оплату жилья и медицину, а денег на еду, одежду и отдых будет оставаться все меньше.

    Но это не все. Судя по всему, нас ждут еще какие-то сюрпризы, после которых отмена льгот покажется цветочками. Ради этих сюрпризов Дума сейчас в спешном порядке принимает новый Закон о референдуме, который окончательно превратит сей акт народного волеизъявления в несбыточную затею. На всякий случай: вдруг каким-нибудь коммунистам захочется организовать граждан на протест против решения общенациональных задач? А им уже — раз! — заранее готовы невыполнимые условия для проведения референдума, последнего окошечка, в которое можно было крикнуть властям: “Нет!”

    Потому что не надо, товарищи, мельтешить. Сидите и помалкивайте — власть знает что делает.

* * *

    Власть делает вот что: ликвидирует остатки социалистического устройства в социальной сфере и переводит ее на капиталистические рельсы.

    Чтоб все в нашем государстве было устроено экономно и без излишеств — как в развитых европейских странах, где, к примеру, за газ, воду, отопление и телефон граждане платят столько, сколько они стоят, а не как мы — лишь малую часть.

    И льгот там ни у кого нет, это неэкономно. Не все ведь, кому положены льготы, пользуются ими в равном объеме, поэтому выходит, что часть государственных денег, выделяемых на всех льготников, пропадает впустую, а рачительный хозяин такого себе позволить не может.

    И медицинское обслуживание там выстроено гораздо экономнее, чем у нас, без той расточительности и щедрости, которую могло себе позволить государство развитого социализма, где природные богатства кормили всю страну, а не пятьсот человек — как сейчас.

    Так что если исходить из того, что России для пущего развития необходимо первым делом скопировать западное устройство социальной сферы, то власть все делает правильно. Другой вопрос: так ли необходимо копировать его с неукоснительной твердостью?

    Ведь, скажем, система здравоохранения в западных странах далеко не идеальна, и там ее все время совершенствуют, учитывая, между прочим, и опыт советской системы, далеко не худшей и во многом более продвинутой, чем экономные западные варианты.

    И потом, есть масса вещей, которые работают на Западе, но не будут работать у нас. Например, превращение “скорой помощи” в “экстренную перевозку” в нашем случае не имеет смысла, потому что с нашими дорогами, расстояниями и пробками любая экстренная перевозка оборачивается многочасовым путешествием. При каких-то заболеваниях это не имеет значения, но есть ведь множество болезней и травм, когда медицинскую помощь надо оказывать немедленно, иначе человек просто умрет.

    На улицах западных городов для “амбуланции” предусмотрена отдельная полоса, которую никто никогда не займет. Там все получается быстро, потому что другие дороги, другие расстояния, другое отношение к людям. И с нашей стороны просто глупо — вот так брать и слепо копировать их систему скорой помощи.

* * *

    Нам вообще ничего нельзя слепо копировать. У нашей страны слишком резкие, слишком серьезные особенности. То, что происходит сейчас в России, не происходило нигде и никогда. Ни одна страна не переходила в капитализм после семидесяти лет коммунистической летаргии, поэтому не существует исторического опыта, на который можно было бы опереться. Нужно все придумывать заново, разрабатывать самостоятельно и гибко приспосабливать общепринятые подходы к нашей изломанной, перекрученной реальности.

    Разве можно сравнивать наших стариков и “капиталистических”?

    Да, на Западе у пенсионеров нет льгот, но они получают приличные пенсии. А пока работали, получали зарплаты, позволявшие купить жилье, обзавестись имуществом, вложить деньги в акции и ценные бумаги. А наши старики пережили войну и разруху и всю жизнь вкалывали на великую Родину и ничего не откладывали, а если и откладывали, то все у них пропало в денежных реформах и дефолтах, и ничего они не смогли урвать от общественной собственности, в которой канул весь труд их жизни.

    А сейчас их ставят на одну доску с западными пенсионерами: у тех нет льгот — и у вас не будет.

    Это несправедливо, это кощунственно, но хуже всего то, что это — просто глупо. Безответственные, некомпетентные люди, халтурщики, которым глубоко по фигу, что там и как пойдет дальше со страной, которым важно только собственное благополучие — раз попал во власть, надо выжать все что можно, а потом смыться, — только они могут “разрабатывать” такие тупые реформы социальной сферы, как нынешняя приватизация здравоохранения и отмена льгот.

    Реформы надо проводить. Но делать это нужно умно, осторожно и предусмотрительно, а не так, как делается сейчас, левой ногой, — лишь бы спихнуть. Воинствующая некомпетентность властей — вот на самом деле главная общенациональная проблема, которую необходимо решать срочно и радикально.

* * *

    Еще один вопрос: почему надо начинать экономить именно с социальной сферы?

    Почему не начать с расходования бюджетных средств, “откатов” и “распиливаний”, нецелевых трат, хищений и подлых “тендеров”, благодаря которым из бюджета растекаются по карманам колоссальные деньги? Ведь если навести здесь порядок, экономия составит минимум треть всего государственного бюджета. А может, и половину.

    Но нет, это нельзя. Кто “пилит” бюджет? Кому идут “откаты”? Своим. Все завязаны, никого не тронь. Боже упаси сюда лезть, за это и убить могут. Лучше на населении экономить. Оно тихое. Все стерпит. Тем более если ему по телевизору при этом все время показывать золотые горы.

    С государственной точки зрения, впрочем, все равно с чего начинать — лишь бы начинания вели к долгосрочной цели. Но если цель та, что назвал президент — “зрелая демократия, развитое гражданское общество и значимый рост благосостояния”, — то можно сразу сказать, что нынешние реформы социальной сферы не позволят к ней приблизиться ни на йоту. Мы не станем больше похожи на цивилизованное государство от того, что наши старики перестанут пользоваться льготами, потому что в цивилизованном государстве “экономное” устройство социальной сферы опирается на мощную экономику, финансовую прозрачность и элементарную человеческую порядочность. У нас ни прозрачности, ни порядочности нет и в помине, а вместо сильной экономики — фальсификации, декорации, приписки и обманы.

    Реформы социальной сферы станут еще одной декорацией. Снаружи все вроде будет как в цивилизованном государстве, а внутри — гниль.

    …Интересно, что расчистка завалов привела к точно такому же результату.

    Видимо, это судьба.

   

Московский Комсомолец

от 11.06.2004

Юлия КАЛИНИНА

Московский Комсомолец

*