Этот день в истории края. Холера и ее уроки
3 августа 1970 года в связи с угрозой распространения холеры и первыми смертельными случаями от нее в области была создана чрезвычайная противоэпидемическая комиссия под председательством В.И. Воротникова.
Эпидемия холеры в Европейской части СССР летом 1970 года началась в Астрахани, где уже в конце июня медики зарегистрировали свыше 20 больных, и тогда же здесь появились первые умершие. В июле в этом регионе было отмечено уже около сотни случаев холеры. А 1 августа на туристическом теплоходе «Юрий Гагарин», возвращавшемся к тому моменту из Астрахани, во время стоянки в Саратове скончался пассажир К., житель Куйбышева. Его тело было снято с борта, а теплоход продолжил свой рейс вверх по Волге.
Когда «Юрий Гагарин» подходил к городу Балаково, на имя капитана поступила радиограмма из Саратова, в которой говорилось, что причиной смерти К. стало его заражение холерой, произошедшее, скорее всего, в Астрахани бытовым путем. В результате через день при подходе к Куйбышеву теплоход встречали милицейские катера, в сопровождении которых судно было отведено на карантинную стоянку в одну из бухт Куйбышевского речного порта. Здесь медики в течение нескольких дней обследовали всех пассажиров (около 400 человек), но, к счастью, носителей холерных вибрионов среди них больше не обнаружили.
В связи с летальным случаем на теплоходе «Юрий Гагарин» в Куйбышеве 3 августа 1970 года по распоряжению Совета Министров РСФСР была создана областная чрезвычайная противоэпидемическая комиссия под руководством председателя облисполкома В.И. Воротникова. В нее также вошли первые руководители медицинских и коммунально-бытовых служб области, начальники областных УВД и УКГБ, председатели ряда гор- райисполкомов, и другие ответственные работники. Первые дни после начала вспышки холеры и вплоть до конца теплого сезона 1970 года комиссия собиралась практически ежедневно, а в течение последующих нескольких лет – по мере необходимости.
По заключению специалистов, в эти годы наш регион оказался затронут волной VII-й пандемии холеры, случаи которой впервые за многие десятилетия были отмечены в советских среднеазиатских республиках еще в 1965 году. На Европейскую часть страны эпидемия холеры перекинулась в 1970 году, когда в начале лета произошли крупные вспышки болезни сразу в нескольких южных городах – в Астрахани, Одессе, Керчи и Ростове-на-Дону. Вскоре к ним добавились также Волгоград, Николаев и Херсон. При этом эпидемиологами так и не были окончательно установлены все пути, по которым инфекция попала в эти регионы СССР.
Наиболее серьезная ситуация с холерой в 1970 году сложилась в Астраханской области, где только за одно лето было выявлено 1270 больных (из них 35 человек умерли) и 1120 вибриононосителей. Из Астрахани заболевание быстро перекинулось в Махачкалу и Гурьевскую область, а затем с пассажирскими и грузовыми теплоходами стало распространяться вверх по Волге. В связи с этим в каждом из волжских регионов тогда же были образованы областные чрезвычайные противоэпидемические комиссии, по распоряжению которых экипажи всех проходящих по Волге судов подвергались карантинному досмотру, и при первых же подозрениях на холеру они в полном составе госпитализировались.
В Куйбышевской области в 1970 году было зарегистрировано восемь больных холерой и один вибриононоситель, из которых пятерых больных медики выявили в областном центре, и еще троих — в Сызрани. Кроме упомянутого выше умершего пассажира из Куйбышева, в нашем городе в том году от холеры скончались еще два человека. Они оба оказались бродягами без определенного места жительства, которые за медицинской помощью не обращались. Больше в течение 70-х годов случаев летального исхода от холеры в Куйбышевской области не было.
В 1971 году медицинские службы у нас в области зарегистрировали 14 человек, заболевших холерой (11 в Куйбышеве и 3 в Сызрани), а также 34 вибриононосителя (26 в Куйбышеве и 8 в Сызрани). В 1972 году случаев инфицирования людей холерным вибрионом в нашей области отмечено не было, и медики уже рапортовали было наверх об окончательной победе над болезнью. Однако в дальнейшем (вплоть до 1981 года) в регионе все же продолжали регистрировать по 1-2 случая холеры ежегодно. Хотя об эпидемии здесь говорить уже не приходилось, тем не менее, вплоть до 1976 года в области в летнее время вводился особый противоэпидемический режим, а на Волге у Куйбышева, вдоль левого берега реки, решением облисполкома запрещалось купание, рыбная ловля, использование воды для бытовых нужд и движение маломерного флота.
Одним из важнейших итогов холерного нашествия на СССР в 70-х годах специалисты считают осознание властями всех уровней своей ответственности за экологическую обстановку на территории страны, в частности, на больших и малых реках. Серьезным проявлением такой ответственности стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1972 года № 177 «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами».
В соответствии с этим документом во всех крупных населенных пунктах Поволжья и Приуралья уже к концу 70-х годов за счет средств союзного бюджета были построены общегородские очистные сооружения, благодаря которым удалось резко сократить химическое и бактериальное загрязнение рек. В частности, в Куйбышеве строительство очистных канализационных сооружений на Сухой Самарке проходило с 1975 по 1979 годы. В настоящее время они перерабатывают примерно 1 миллион 200 тысяч кубометров неочищенных городских стоков в сутки.
*