В Петербурге появились водные автобусы
В Санкт-Петербурге появился новый вид транспорта — водный автобус. На нём можно, например, переплыть Неву в часы пик. Именно в это время на Васильевском острове выстраиваются нескончаемые пробки, в которых чертыхаются водители, потерявшие надежду добраться до Невского проспекта.
Строго говоря, назвать общественным транспортом двадцать небольших судов, циркулирующих преимущественно между дворцами, театрами и прочими городскими достопримечательностями, можно лишь с большой натяжкой. Разработано пока лишь пять маршрутов, охватывающих участок Невы от моста лейтенанта Шмидта до Большеохтинского моста, а также Мойку и Фонтанку, однако многих обнадеживает уже сам факт появления водных автобусов.
Например, доехать на водном автобусе в час пик от Петропавловской крепости до Адмиралтейства можно максимум за 15 минут, в то время как автомобилисты могут запросто простоять в пробках полтора часа.
Горожане недоумевают, почему столь очевидный для города шаг потребовал столько времени. В Бангкоке, Амстердаме и Венеции водные автобусы уже давно не редкость. Например, на венецианском Большом канале они появились еще в 1881 году.
Интервалы движения на линиях венецианских водных маршруток не превышают пятнадцати минут. Однако в Петербурге прогулочные мини-теплоходы в качестве общественного транспорта стали использовать впервые и потому действуют осторожно.
В отличие от обычных прогулочно-экскурсионных теплоходов и катеров, водные автобусы будут курсировать точно по расписанию — каждый час с 11 до 19 часов.
Горожане — за, а власти — в сомнениях
«Я живу на правом берегу, и добираться до университета, который находится в центре города, мне очень тяжело»,- жалуется аспирантка университета экономики и финансов Ангелина Давыдова.
«Иной раз, стоя в пробке в душном автобусе, хочется выпрыгнуть из окна и добраться на лекции вплавь. Недорогие водные маршрутки были бы для многих выходом из положения. Но, конечно, один теплоход в час — это не решение проблемы. Маршрутки должны оправдывать свое название и ходить часто», — полагает она.
В то же время у городских властей нет уверенности в том, что проект станет прибыльным. О перспективах водного автобуса чиновники говорят неохотно и с большой осторожностью.
«Мы располагаем ресурсами для того, чтобы автобусы ходили гораздо чаще, хотя бы каждые полчаса, но у нас пока нет представления о возможном пассажиропотоке, и определить его можно только практическим путем», — объясняет директор программы «Городской водный автобус Санкт-Петербурга» Дмитрий Белинский.
«По нашим данным, на первых порах водный автобус, скорее всего, будет убыточным. Идея еще нуждается в «раскрутке», — подчеркивает Белинский.
Проехать одну остановки на водном автобусе обойдётся в 30 рублей, а за 350 «целковых» можно кататься целый день.
Сейчас водные автобусы Петербурга представляют собой 20 разношерстных судов вместимостью от 25 до 70 человек. В том случае, если нынешний летний сезон докажет успешность предприятия, городская администрация собирается резко увеличить число водных автобусов и разработать для них единый дизайн.
Например, уже всерьез обсуждается предложение выкрасить теплоходы в желтый цвет по примеру нью-йоркских такси.
Галина Столярова
для bbcrussian.com, Санкт-Петербург
10 июня 2004 г., 12:00 GMT 16:00 MCK
*