Норвежцы решили московскую проблему. В Осло решены проблемы парковок и пробок
Московские власти пока безуспешно пытаются бороться с автомобильными пробками. Между тем существует положительный зарубежный опыт решения аналогичных проблем.
Осло — одна из немногих столиц мира, в которой решены проблемы парковок и пробок. Секрет прост: водитель платит за всё. Въезд в город стоит 20 норвежских крон, это около 3-х долларов. «Зайцем» не проскочишь — автоматическая система контроля тут же отправит фотографию машины-нарушителя в полицию. Все парковки платные. Кварталы города, в зависимости от наличия магазинов и культурных учреждений, поделены на зоны. В «зелёной» зоне час стоянки стоит 35 крон, в «красной » — 22 кроны. Больше 3-х часов стоять нельзя нигде.
«Я бы не назвал эти меры непопулярными. Всем известно, что все деньги до кроны тратятся на ремонт дорог и общественный транспорт, — говорит управляющий директор Службы дорожного движения Осло Джон Фудстадт. — Политики жёстко контролируют «прозрачность» системы. Восемь лет назад мы пробовали отменить плату за парковки по выходным. Это был кошмар — начались ужасные пробки».
Сотрудники специальной службы проверяют время на парковочных билетах. Штраф выписывается даже за две-три минуты опоздания. Сумма немалая — 500 крон (более 70 долларов). То же — за нарушение правил парковки. Самый серьёзный проступок — занятие парковочного места для инвалидов: штраф увеличивается в полтора раза. Инвалиды в Норвегии — единственная льготная категория, для них стоянка бесплатна. Ни члены парламента, ни министры таких привилегий не имеют.
Кай Аршлаген, сотрудник парковочного сервиса (Осло, Норвегия):
«Каждый день мы штрафуем кого-нибудь из высокопоставленных чиновников, членов правительства, парламента. Никакого давления они себе не позволяют. Норвегия — демократическая страна.»
Крис Пребенсен — генеральный секретарь Норвежского североатлантического комитета. В Москве не встретить чиновника такого ранга со штрафной квитанцией в руках. «Всего на десять минут задержался, и меня опять оштрафовали, — сетует Крис Пребенсен. — Я был очень расстроен, взбешён, но что сделаешь? С парковщиками не договоришься — никакие уловки не помогут».
Норвежцам никогда не придёт в голову «отблагодарить» инспектора. «У нас нет такой традиции, — говорит Джон Фудстадт. — На водителя, предложившего взятку, немедленно будет составлен протокол, и о нем сообщат в полицию».
Осло в десять раз меньше Москвы, но здесь без проблем уживается почти миллион автомобилей. Мосты, развязки, тоннели и подземные парковки строятся на средства, собранные дорожными службами, — это 200 миллионов крон в год. Половина этой суммы — поступления от штрафов.
Но даже высокая плата за парковки — мелочь по сравнению со штрафами за нарушение правил дорожного движения. Превышение скорости на 20 километров в час обойдётся лихачу в 3800 крон (это более 500 долларов). Так что быть законопослушным здесь не просто выгодно, а очень выгодно. Ежедневная экономия не поддаётся подсчётам.
Александр Карпов
10.06.2004 17:00
*