Российские экологи бьют тревогу: девственные леса вырубаются для строительства домов новой элиты ("The Guardian")
В прошлом году в Московской области было 369 случаев, когда леса лишились статуса охраняемых или были вырублены. Экологи боятся, что даже самые ценные в историческом плане места находятся в опасности.
Впервые Николай Петров заподозрил неладное, когда увидел, как одетые в форму люди что-то разбрасывают на участке дикого леса неподалеку от его дачи.
Через несколько недель ели реликтового Масловского леса были вырублены, чтобы очистить пространство для очередного строительства новых домов для российской элиты. Пианист Николай Петров видит этому только одно объяснение: он подозревает, что те люди намеренно принесли в лес термитов, чтобы вызвать заражение, являющееся легальным основанием для вырубки леса по экологическим причинам. Эти подозрения – только часть серьезной тревоги экологов по поводу вырубки подмосковных лесов.
По словам Михаила Крейндлина из российского «Гринписа», несколько земельных участков потеряли свой статус охраняемых и были отданы под застройку из-за «заражения древесными жучками». «Вместо выборочной вырубки и ловушек для насекомых леса были вырублены полностью».
В прошлом году в Московской области было 369 случаев, когда леса лишились статуса охраняемых или были вырублены. Экологи боятся, что даже самые ценные в историческом плане места находятся в опасности.
На кон поставлены большие деньги. Лучшие земельные участки идут по цене 38 тысяч фунтов за квадратный метр, и ожидается повышение этой цены до 49 тысяч фунтов, в то время как те, кому эта земля принадлежит, сейчас бедны. Многие их них – представители старой советской элиты, в свое время им выдавали правительственные дачи в качестве вознаграждения за услуги, а теперь они остались на бобах.
«Официально чиновники продают государственные земли по очень низкой цене, очень далекой от рыночной стоимости, – говорит Крейндлин. – Взятки помогают облегчить процедуру. А новый владелец в итоге перепродает землю с большой для себя выгодой».
Наталья Фельд, 79-летняя бывшая учительница игры на фортепиано, живет неподалеку от Петрова в местечке Николина гора. Ее тесть, химик, купил у государства это жилье в 1927 году. «Все изменилось, – говорит она. – Сейчас кругом одни заборы. Никаких лесов».
Четыре года назад четверо вооруженных людей явились в парк через дорогу от ее дома и объявили, что эта земля принадлежит им. Сейчас эта зона огорожена забором, определение ее статуса заморожено судебным решением, и диспуты продолжаются.
Трое строителей, принадлежащие к многочисленному племени низкооплачиваемых дачных строителей, устраивают перекур в работе над огромным крыльцом с колоннами в особняке для некоего «Панфилова». Они живут во временном фургоне и, закончив строительство, отправятся к себе на родину.
Галина Рыжова из московского Экологического союза говорит: «Государственные органы, ответственные за охрану окружающей среды, постоянно реорганизуются, а это их ослабляет. Даже Министерство лесного хозяйства, основанное еще Петром Великим, было упразднено».
Архангельский парк, с 1810 года до революции принадлежавший дворянской семье Юсуповых, это один из красивейших московских заповедников. И несмотря на это, 62 гектара реликтовых лесов напротив этого парка были в этом месяце отданы трем частным компаниям. Защитники природы утверждают, что никто не стал бы платить за дорогую аренду сроком на 49 лет, ни имея намерений использовать эту землю, и указывают, что в дальнейшем процедура покупки облегчается, если покупатель является арендатором этой земли.
The Guardian Ник Пейтон Уолш
15:35 10 июня
Переведено 10 июня 2004
InoPressa.ru
*