По мнению некоторых учёных, солнечный свет необходим для регуляции роста глазного яблока. Поэтому, чтобы у ребёнка не появилась близорукость, ему нужно как можно дольше быть на улице.

Чтобы не заболеть близорукостью, ребёнок должен проводить на улице не менее десяти часов в неделю — таково мнение исследователей из Сиднейского университета (Австралия), опубликовавших на эту тему сразу две статьи, в Experimental Eye Research и Ophthalmology.

Близорукость связана с особенностями развития глазного яблока: если оно растёт слишком быстро, его форма становится более овальной, вытянутой в длину, и изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Факторов риска, которые могут привести к близорукости, великое множество, и учёные до сих продолжают их исследовать. Известно, что особенно чувствительны к «близоруким» факторам риска младшие школьники: именно в этом возрасте близорукость возникает чаще всего и развивается особенно быстро. Собственно, задача группы Кэтрин Роуз как раз в том и состояла — понять, от чего ещё портится зрение у школьников (кроме общеизвестных причин вроде чтения при слабом освещении и многочасовых видеоигровых посиделок). Учёные проанализировали данные «по глазам», собранные у более чем двух тысяч учащихся начальной и средней школы.

Оценивалась вероятность появления самых разных рефракторных дефектов оптической системы глаза, в которые входила не только миопия (близорукость), но и гиперопия (форма дальнозоркости), а также астигматизм. При этом учитывались разнообразные «входящие» факторы, вроде этнической принадлежности учеников, их поведения и привычек. Например, проявлялся особый интерес к тому, сколько времени дети проводят на улице и как именно они его проводят: катаются на велосипеде, гуляют, ходят на пикники и т. д. Одновременно исследователи анализировали, как долго дети сидят перед телевизором, компьютером или просто дома.

По мнению авторов работы, вред от компьютера или телевизора сильно преувеличен: ребёнок может проводить много времени перед тем и другим, но из этого вовсе не следует, что у него возникнут проблемы со зрением. При этом генетические корни близорукости получили ещё одно подтверждение: если у ребёнка один или оба родителя страдают от миопии, у него самого, скорее всего, она тоже появится. Но даже если у дитяти плохая наследственность, пребывание на улице способно оказать существенную помощь. Всё дело, говорят учёные, в солнечном свете: если ребёнок много времени проводит на солнечном свету (речь, понятно, не только о ясных солнечных днях, но вообще пребывании в естественном освещении), то даже плохая генетика «смягчится», и близорукость не будет слишком агрессивной.

Ребёнок при этом не обязательно должен заниматься активным отдыхом — он может читать и учиться, главное — чтобы солнечный свет попадал ему в глаза. Это, по мнению учёных, благотворно влияет на развитие глазного яблока, регулирует его рост, так что оно формируется правильно и не деформируется. Что понятно: наш глаз на протяжении десятков и сотен тысяч лет эволюции привык видеть именно солнечный свет, и в том, что именно солнечный свет нужен для его правильного развития, нет ничего удивительного. Эффект этот работает у всех детей, независимо от половой или этнической принадлежности, однако критический возраст относится именно к младшей школе, то есть лучше, чтобы солнечный свет как можно больше попадал в глаза детям до шести лет.

Эти данные следовало бы довести до особо заботливых родителей и бабушек, которые так любят, чтобы ребёнок был у них под непосредственным присмотром, то есть дома. Более того, авторы полагают, что было бы неплохо пересмотреть существующие образовательные методики и заменить обычные уроки, когда дети киснут в классных комнатах, на занятия на открытом воздухе. Это не только защитит детей от миопии, но и снизит в будущем вероятность развития глаукомы и катаракты, к которым ослабленный близорукостью глаз особенно чувствителен.

Как можно понять, исследование является сугубо статистическим, и все догадки учёных насчёт влияния солнечного света требуют экспериментального выяснения физиологических механизмов. И тут мы не можем удержаться от того, чтобы не вспомнить о школах, расположенных… за полярным кругом. Думается, что исследование австралийских учёных было бы гораздо полнее, если бы они учли также статистику по тем детям, чей учебный год проходит во время полярной ночи.

Подготовлено по материалам Сиднейского университета.

ссылка на статью

*