28 мая 1918 года в Пензе вспыхнул Чехословацкий мятеж. Причиной его стала попытка разоружить направлявшихся через Сибирь и Дальний Восток к себе на родину 50 тысяч пленных чехословаков. Поначалу они вполне лояльно относились к Советской власти. Но когда в Пензе у них стали силой изымать оружие, взбунтовались, захватили военные склады и с награбленным имуществом двинулись на Восток, где находились основные силы легионеров.

Исполком Сызранского Совета побоялся оказать им сопротивление и принял резолюцию о неприменении к ним вооруженных действий. Около 17 тысяч хорошо вооруженных легионеров беспрепятственно двинулись на Самару, где готовились оказать им сопротивление около 4 тысяч не обученных военному делу большевиков и около 2 тысяч дружинников.

31 мая 1918 года мятежный чехословацкий корпус захватил стратегически важный объект — железнодорожный мост через Волгу в районе Сызрани. Защищавший мост отряд из ста красноармейцев не попытался даже разобрать рельсы, и был уничтожен. На левый берег Волги прошел бронепоезд белочехов, обеспечив продвижение основных сил мятежников на Самару.

Руководил обороной Самары член Народного комиссариата по военным делам, член Высшего военного совета республики Николай Подвойский. Он хорошо осознавал слабость своей армии и даже дал телеграмму Ленину: «Ввиду никудышной боеспособности наших отрядов, действующих в районе Самары, не расчитываю на сохранение позиций».

Несмотря на отсутствие боевого опыта, самарские большевики дали бой белочехам — сначала в районе станции Безенчук, а 4 июня — в районе Липягов. Здесь погибло 1300 красных бойцов. Захваченные в плен чехословацкие коммунисты из интернационального отряда были повешены мятежными земляками. Белочехов удалось остановить лишь у железнодорожного моста через реку Самару. Три дня красные отряды сдерживали их натиск. За это время в Казань был вывезен золотой запас республики — свыше 57 миллионов рублей золотом и 30 миллионов — кредитными знаками.

8 июня легионеры ворвались в Самару. Погибло около двух тысяч защитников города, по которым вели огонь еще и засевшие на чердаках домов контрреволюционеры. Их разъяренная толпа забила насмерть председателя Ревтрибунала Венцека и заведующего жилищным отделом Штыркина. Были расстреляны лежащие в железнодорожной больнице раненые красноармейцы. Репрессии продолжались несколько дней. Около тысячи большевиков, красноармейцев и членов их семей были убиты, около четырех тысяч «сочувствующих» отправлены на Восток «поездами смерти». В Самаре на полгода установилась власть Комитета Учредительного собрания, отменившая все декреты и распоряжения Советской власти.

Самара today

*