С каждым годом туристический рынок в России принимает все более цивилизованные формы. Совершенствуются не только турпакеты и сервисное обслуживание, но и сопутствующие услуги, такие, например, как страхование. Сегодня, собираясь в путешествие, можно застраховать не только все риски, возможные во время поездки, но даже вероятность того, что поездка эта вообще не состоится.

Данный вид страховки предлагается крупными страховыми компаниями уже несколько лет и постепенно приобретает популярность, поскольку увеличивается число россиян, которые на европейский манер заблаговременно планируют отпуск и выкупают путевки. Разумеется, уровень неопределенности в таком случае возрастает, и страховка поможет возместить ущерб, если возникнут непредвиденные обстоятельства и человеку придется остаться дома.

По-прежнему пользуется спросом страхование багажа. Хотя большинство авиакомпаний компенсируют потерю вещей, произошедшую по их вине, сумма выплат, как правило, рассчитывается на основе тяжести чемоданов (фиксированный тариф за каждый килограмм веса) и не учитывает ценности находившихся в них предметов. Еще один востребованный в последнее время вид страхования – ответственность перед другими лицами за неумышленное причинение физического или материального ущерба. Особенно это актуально для любителей экстремальных видов спорта. Можно также застраховать сопутствующие риски, например, юридическую помощь или сопровождение детей, если что-то произошло с их родителями.

Однако самым массовым остается все же медицинское страхование, на долю которого приходится 90% всех выдаваемых туристических полисов. Объясняется это прежде всего тем, что практически во всех любимых нашими соотечественниками странах наличие медицинской страховки является обязательным условием для получения визы. Стандартные страховые программы такого рода предусматривают оказание экстренной медицинской помощи и, в случае необходимости, транспортировку пострадавшего на родину. Зачастую стоимость такой страховки включена в цену всего турпакета, поэтому некоторые российские туристы, выезжая заграницу, даже не подозревают о том, что они застрахованы. Тем более что не всегда в таких случаях им выдается на руки страховой полис, хотя это и является грубым нарушением законодательства.

Страховщики сетуют на то, что большинство наших сограждан, выбирая заграничный тур, до сих пор ориентируются в первую очередь на цену и набор услуг, очень мало внимания уделяя страховке. А между тем многие турагентства, стремясь минимизировать расходы, покупают самые дешевые полисы соответствующего качества. «Страховой полис с лимитом ответственности $30 тыс. всего за $3 в неделю – это мошенничество, – предупреждает генеральный директор компании «Ренинс Ассист» группы «Ренессанс Страхование» Феликс Беруль. – Потому что качественные услуги не могут стоит дешево. Это не бесплатный сыр, здесь все имеет свое экономическое обоснование». Кроме того, многие турфирмы заключают контракты лишь с одной-двумя страховыми компаниями и не предлагают продукты других аналогичных организаций, что существенно ограничивает их клиентов в выборе.

Разумеется, покупая путевку, человек имеет право отказаться от входящей в нее страховки и самостоятельно выбрать страховщика. Тем более что значительная часть россиян, часто путешествующих за границу, являются счастливыми обладателями банковских пластиковых карт. А все приличные банки, как правило, в обязательном порядке страхуют владельцев этих платежных средств на случай выезда за рубеж. Поэтому, чтобы клиент не глядел «на сторону», некоторые турфирмы идут на своего рода подлог и говорят, что страховка входит в турпакет бесплатно. Самый надежный способ обезопасить себя от обмана – помнить о своих правах, не доверять радужным обещаниям и при покупке путевки тщательно изучить условия предлагаемой страховки, обращая особое внимание на обязанности застрахованного лица и на исключения из правил. Так, например, в большинстве случаев страховка не выплачивается, если в момент наступления страхового случая человек находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Тщательное изучение условий страхования поможет избежать возникновения конфликтных ситуаций не только с турфирмами, но и с самими страховыми компаниями, которые далеко не всегда охотно расстаются с деньгами (многие отечественные любители путешествий наверняка вспомнят хотя бы один случай из собственной практики, когда им под тем или иным предлогом отказывали в выплате туристической страховки). Еще несколько лет назад даже довольно солидные фирмы выдвигали целый ряд требований, делавших практически невозможным получение денежного возмещения убытков. И хотя по мере развития рынка политика страховых компаний становится все более гибкой, осторожность, как известно, никогда не повредит.

Хорошая страховка предполагает, что находящийся в поездке человек при необходимости может обратиться к любому врачу, в любую клинику и по возвращении получить возмещение своих расходов. Главное – взять справку с описанием возникшей медицинской проблемы (наподобие выписки из истории болезни), ну и, само собой, сохранить все чеки. Если собственных средств недостаточно, придется сообщать о своей беде в специальный сервисный центр. Тогда расходы изначально берет на себя страхователь, и туристу могут предложить обратиться в конкретное медучреждение, с которым у компании заключен договор. Но такое предложение носит исключительно рекомендательный характер, и право выбора всегда остается за клиентом. Если же в полисе оговариваются какие-то иные условия, есть повод задуматься. И, наконец, не следует забывать, что страховка предназначена для экстренных случаев, а не для того, чтобы в поездке заодно подправить свое здоровье. И если причина внезапного похода по врачам не слишком очевидна, не исключено, что необходимость получить медицинскую помощь в процессе путешествия также придется доказывать. Впрочем, это не значит, что прибегать к услугам медиков следует только в крайнем случае, а легкие недуги вроде простуды мужественно переносить на ногах. «Безобидная» простуда чревата серьезными осложнениями и является, кстати, одним из наиболее распространенных страховых случаев в туризме наряду с желудочно-кишечными заболеваниями. Однако в любом случае не стоит рассчитывать на длительное лечение. Задача местных медиков – оказать первую помощь, снять острую боль, а в тяжелых ситуациях – стабилизировать состояние пациента и подготовить его к отправке на родину.

utro.ru

*