Грозовые вспышки могут облучать пассажиров самолёта
На протяжении десяти лет учёные знали, что грозы способны излучать кратковременные, но мощные всплески гамма-излучения. Эти всплески гамма-лучей могут распространяться на многие сотни километров. Но это не главное. Гамма-всплески могут происходить на той же высоте, на которой регулярно летают самолёты, поэтому они могут представлять радиационную опасность.
Учёные из Института технологий Флориды заинтересовались тем, какие дозы облучения получают авиапассажиры при действии гамма-всплесков от грозовых туч. На конференции Европейского геонаучного союза в Вене они представили свои данные по моделированию излучения, основанные на расчётах доз. Теперь учёные знают, как именно эти гамма-лучи, генерируемые грозами, могут влиять на организм человека.
Иногда грозовые облака вместо того, чтобы генерировать молнии, производят экзотический вид электрического разряда. При этом формируются высокоэнергетические электроны и их антиподы, называемые позитронами. Взаимодействие между электронами и позитронами становится причиной быстрого накопления таких же высокоэнергетических частиц и возникновения гамма-всплеска.
Хотя испускаемые гамма-лучи не сопровождаются видимым светом, возникает некоторый аналог электрического разряда, называемый «чёрной молнией». Такие гамма-всплески быстро разряжают тучи. Но чем это грозит авиапассажирам?
На периферии грозового фронта мощность гамма-вспышек приблизительно эквивалентна 10 рентгенографиям грудной клетки или дозе, которую мы получаем в течение года от естественного фона. Однако в эпицентре грозы доза облучения может быть в 100 раз больше, чем рентгенография всего тела.
Хотя обычно пилоты делают всё возможное, чтобы избежать грозы, иногда нестабильные бури все-таки настигают самолёт. Поэтому в редких случаях пассажиры, не подозревая, могут одновременно получить значительную дозу радиации, исходящую от «чёрной молнии».
12-04-2013 22:22
Кирилл БЕЛАН.
Великая Эпоха (The Epoch Times)
*