Сегодня космос полностью ушел из отечественного кино. Вместо него — голливудские блокбастеры. В российских книжных магазинах гораздо проще купить детские книги про космос, переведенные с английского. Во многих даже не упоминается первый космонавт планеты. А предмет «Астрономия» исчез из школьной программы. Как же воспитывать новых Королевых и Гагариных? Эксперты подчеркивают: чтобы мотивировать молодежь, нужна начинать со школы.

Сегодня главная проблема российской космонавтики — не прорывные идеи и новые технологии, а высококвалифицированные кадры

Кто полетит на Луну? Где искать новых Королевых и Гагариных? Чему и как учить тех, кто будет конструировать новые корабли, ракеты и спутники? Эти и другие проблемы, связанные с подготовкой кадров для звездной отрасли, обсудили эксперты «Российской газеты».

Борис Крючков: Специалисты ЦПК проводили опрос: что интересует в космосе молодежь? Оказалось, прежде всего такие, большие проекты, как Луна, Марс. Мы мало рассказываем о космических планах. Надо давать больше информации в СМИ о новых перспективных программах России! Когда развивалась программа «Союз-Аполлон», конкурс в вузы на аэрокосмические специальности увеличился в два-три раза.

Что еще тревожит? При отборе в отряд космонавтов мы тестируем претендентов по русскому языку и литературе, физике, математике, культурологии и компьютерной техники. Самые лучшие результаты — по компьютерным технологиям. Хуже всего — с физикой и математикой. А ведь это тестирование на уровне знаний средней школы! Чему удивляться? Раньше на физику отводилось 5-6 часов в неделю. Сейчас «база» — два часа. Астрономию вообще выгнали из школы. Если не изменим ситуацию, мы никогда не привьем интерес к техническим наукам и специальностям.

Несколько лет в ЦПК функционировал филиал кафедры МАИ. Через него прошли сотни студентов. Они изучали транспортные корабли, орбитальные станции, бортовое оборудование, которые использовались в космосе. Проблемы создания космической техники студенты обсуждали с космонавтами, учеными, инструкторами. К сожалению, институт филиалов кафедр упразднен, а жаль! От него была огромная практическая польза.

Юрий Маленченко: Как изменится подготовка космонавтов с учетом лунных проектов? С точки зрения безопасности, это на несколько порядков более сложная работа. Будет новый корабль, новая пилотируемая транспортная система. Если говорить не просто о коротком полете на Луну, как у американцев, а о создании лунных баз, то здесь должны быть совсем иные вопросы отбора космонавтов. Много вопросов. Мы к ним готовимся, изучаем.

Александр Лазуткин: Я был в американском Хантсвилле, в космическом молодежном лагере.

Там всех школьников пропускают через 2-недельную образовательную программу. Ребята кораблем «управляют», в скафандрах работают. Им показывают, что такое невесомость — имитируется на 1-2 минуты. И учителей даже запускают. Вот это дело очень хорошее. Это и нам бы следовало взять. Потому что у нас есть Центр подготовки космонавтов, куда мы можем приглашать учителей и показывать, как это все устроено.

Подробнее: Российская газета

*