Эффективность является хорошим принципом для инженеров, по крайней мере — в теории. Однако на практике все может выглядеть совершенно иначе. Так, например, самолет P-51 Mustang стал лучшим традиционным истребителем Второй мировой войны, и это произошло после того, как его мотор — менее эффективный с технической точки зрения — был заменен на двигатель более современной конструкции.

Эффективность является хорошим принципом для инженеров, по крайней мере — в теории. Однако на практике все может выглядеть совершенно иначе. Так, например, самолет P-51 Mustang стал лучшим традиционным истребителем Второй мировой войны, и это произошло после того, как его мотор — менее эффективный с технической точки зрения — был заменен на двигатель более современной конструкции.

Эксперты по закупкам военно-воздушных сил США в конце 30-х годов пришли к выводу, что в будущем мощные моторы для самолетов должны оснащаться турбокомпрессорами, а не механически управляемыми нагнетателями. Причина, с технической точки зрения, была понятной: таким образом можно было использовать содержащуюся в горячих отработанных газах энергию, которая в противном случае просто терялась. Традиционные компрессоры использовали в своих установках энергетические возможности коленчатого вала.

В январе 1940 года Британские королевские ВВС обратились к американскому концерну North American Aviation с просьбой о лицензионном производстве хорошо зарекомендовавшего себя истребителя P-40. Ответ был простым: в концерне уже ведутся работы над улучшенным вариантом этого самолета. Великобритания сразу же заказала 300 истребителей новой серии. В конце октября 1940 года прототип этого самолета совершил свой первый полет — с американским 12-цилиндровым двигателем Allison 1710. Теоретически этот мотор с рабочим объемом 28 литров и с двумя турбокомпрессорами должен был быть более производительным, чем его британский аналог марки Merlin 1650.

Однако, уже в ходе первых испытательных полетов стало ясно: каждый раз на высоте более 7 тысячи метров результат был обратный ожиданиям. Турбокомпрессоры здесь значительно хуже сгущали разряженный воздух, чем компрессоры Merlin. Несмотря на более современную и превосходящую другие самолеты аэродинамику, P-51A не мог сравниться с истребителями Spitfire, оснащенными двигателями Merlin.

Отправлять пилотов в бой с немецкими истребителями Messerschmitt или Focke-Wulf на уступавших по своим характеристикам самолетах было нельзя. Поэтому первые 310 самолетов Mustang использовались не как истребители, а как разведчики. Большое количество этих машин было передислоцировано на азиатский театр военных действий: в Китае и Бирме японцы также применяли преимущественно старые истребители, с которыми Р-51А вполне мог соперничать.

Однако во время войны и нетрадиционные идеи получают свой шанс. В 1942 году после первых разочаровывающих опытов с новой конструкцией некоторые инженеры предложили заменить мотор марки Alison на самолетах Mustang улучшенным вариантом двигателя Merlin, производившимся в то время в Соединенных Штатах.

В результате самолет P-51A из-за своей великолепной аэродинамики легко превзошел по показателям оснащенные идентичными двигателями истребители Spitfire. Быстро началось массовое производство, и в 1943 году первые эскадрильи истребителей Великобритании были уже готовы к выполнению боевых заданий.

(«Die Welt», Германия)

Опубликовано: 04/04/2013 12:37

ссылка на статью

*