Вчера первый зампред ЦБ Андрей Козлов в очередной раз заявил, что никакого кризиса нет. Более того, по его мнению, ситуация нормальная, спокойная и даже позитивная. Это выражалось вчера в следующем. Крупные банки давали друг другу в долг только под сверхнадежные залоги, а многие мелкие и средние банки не могли занять даже под 150% годовых. При этом ряд банков проводил уже не все платежи клиентов.

Вчера, выступая на расширенной коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Андрей Козлов, по данным агентства РИА «Новости», заявил: «Никакого кризиса нет. Эта идея была специально вброшена с целью защитить отдельные недобросовестные капиталы и дискредитировать власти, в первую очередь Центробанк». При этом в ЦБ «известно, кто это сделал, тут уж, как говорится, шила в мешке не утаишь»,– заявил он. По данным агентства «Интерфакс», господин Козлов на совещании также отметил: «Мы оцениваем, и профессиональные банковские эксперты оценивают ситуацию вполне нормально, спокойно и позитивно».

Глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник, в отличие от Андрея Козлова, небольшой непорядок на рынке вчера все же заметил: «Нынешнюю ситуацию на финансовом рынке можно охарактеризовать как кризис доверия его участников». Впрочем, и по его мнению, «никаких экономических оснований для системного банковского кризиса нет». Схожим образом вчера вели себя и наиболее социально ответственные банки, произносившие как заклинание: «кризиса нет», «кризиса нет», «это не кризис».

Очевидно, дело в различном подходе к терминологии и пониманию самого термина «кризис». Если так будет проще, давайте назовем ситуацию на рынке МБК «достижением». Вчера было достигнуто следующее. Банки первого круга коллегам из второго круга денег практически не давали. Ставки у банков второго круга нередко зашкаливали за 20% годовых. В третьем круге банки не могли занять денег ни под 40%, ни даже под 150% годовых.

Банки обратили внимание, что даже из первого круга наиболее крупные клиенты стали переводить деньги в четыре госбанка. Рубли переводили в Сбербанк и Газпромбанк, а валюту – во Внешторгбанк и Внешэкономбанк. При этом, как рассказали Ъ в МДМ-банке, три из них – Газпромбанк, ВЭБ и ВТБ – вчера прекратили кредитовать российские банки. Правда, первый вице-президент ВТБ Василий Титов пояснил вчера Ъ, что «Внешторгбанк не закрывал лимитов на другие банки. Мы просто рассматриваем заявки банков на предоставление им кредитов в индивидуальном порядке». «Нерезиденты размещались друг на друге, в Сбербанке и Внешторгбанке. Второму кругу приходилось очень тяжко,– говорит вице-президент банка «Держава» Александр Ушаков.– По опыту знаю, что серьезные кризисные ситуации начинаются с роста доходов и повышения ставок».

По словам заместителя гендиректора ИК «Велес Капитал» Хачатура Мурадова, в настоящее время на рынке сложилась обстановка, «как на подводной лодке во время аварии,– все пытаются залатать дыры. И пока стоимость латания никого не интересует». Получить хоть какие-то кредиты можно было только под залог векселей Сбербанка, Газпромбанка, ВТБ или валюты. На условиях анонимности банки рассказывали вчера Ъ, что «в среду во втором круге были банки с непоставкой – дошло до реализации залогов», «пролонгировать заем, конечно, не проблема, но через неделю все равно все банки будут закрывать свои полугодовые балансы».

«Во втором круге сделки вчера заключались в индивидуальном порядке на уровне личных договоренностей акционеров, руководства и топ-менеджеров банков»,– говорит зампред банка «Электроника» Евгений Майоров. «На рынке хуже не становится, но спазм сохраняется – второй-третий круг стоят, даже ставки не определить, они скачут от 10 до 35%,– говорит президент ММВА Алексей Мамонтов.– Даже под залог. Первый круг работает отдельно – под 5-7%. Это не кризис первого круга. Пока не слышал, чтобы те, кто вчера пролонгировал, сегодня возобновили. Пролонгация продолжается». «На третьем круге рынка нет. Открытых линий становится все меньше и меньше, при этом деньги есть»,– говорит начальник управления дилинговых операций Номос-банка Василий Федоров.

Все это вполне объяснимо. Банки по-прежнему отгорожены друг от друга и круг от круга. Переток средств между ними чрезвычайно осложнен. ЦБ фактически финансирует те банки, которые не испытывают больших проблем. Вот и вчера объем утреннего аукциона репо превысил 2 млрд руб. А уже днем брать кредиты под залог госбумаг никто не хотел. Проблема в том, что те, кто нуждаются в деньгах, элементарно не имеют подходящего залога.

«Впереди самое сложное время – налоговые платежи в середине июня, а затем конец квартала и конец полугодия. Сейчас рынку требуется хоть какая-то ясность от властей, чтобы ситуация нормализовалась,– говорит замруководителя инвестиционного департамента Конверсбанка Георгий Топчиев.– Самое страшное для рынка – неизвестность и ожидание чего-то. Даже негативную информацию рынок отыграет максимум за две недели, но официальной информации нет пока никакой». А ведь на следующей неделе начнутся выплаты ЕСН, что еще больше увеличит напряженность на рынке. При этом ближе к закрытию отчетного периода ставки и в более благоприятной ситуации никогда не падали. Между тем вчера клиенты ряда банков уже жаловались Ъ на то, что их платежи не проходят.

«Хуже, чем было на прошлой неделе, уже не будет,– надеется аналитик Национального космического банка Алексей Гусев.– Все это время шла цепная реакция. Банки позакрывали лимиты, которые считали опасными. Реальные проблемы будут продолжаться еще неделю. Половина всех лимитов находится в прикрытом, закрытом либо сильно урезанном состоянии. Самое опасное – это то, что в неспециализированные СМИ типа «Первого канала» вылезет подобная информация, и люди, кто не читает «Коммерсантъ», будут дезориентированы».

ОТДЕЛ ФИНАНСОВ

Газета «КоммерсантЪ» №104(2943) от 10.06.04

"КоммерсантЪ"

*