Если бы ей пришлось заполнять анкету, то она совершенно спокойно могла бы пользоваться огромным количеством имен и фамилий, должностей и прозвищ – Мариша, Катя, Тамара, Зоя Анатольевна, любовница генерала Киримова, лимитчица Люба, жена фальшивомонетчика Елизавета Пчелка… Вот уже много лет Татьяна Догилева – на пике своей популярности, в последние пару лет прибавив к своим творческим достижениям налет скандальности.

Скандальным, по мнению некоторых, оказалось сначала ее желание защитить исторический центр Москвы от сноса старинных домов, а затем уход из московского театра им. Ермоловой, в котором она служила с 1985 года. Ушла, что называется, по собственному желанию. Новый руководитель театра, ее теперь уже бывший друг, актер Олег Меньшиков настаивал на другой формулировке – «за неисполнение служебных обязанностей». Проще говоря, уйти из театра стоило лишь потому, что в постановках ее не занимали.

Все это не повлияло на зрительскую любовь, а также на интерес со стороны СМИ: журналисты и зрители до сих пор гадают, что подвигло эту актрису встать на защиту все-таки снесенных домов в московском Малом Козихинском переулке, и станет ли уход из театра закатом ее творческой карьеры.

Татьяна, помните каждую свою роль?

— Сказать по правде, когда кто-то начинает их перечислять, то, как минимум, о половине я не то чтобы уже забыла, а вообще, кажется, не имею представления, каждый раз прослушивая полный список с удивлением. В России был определенный период, когда приходилось сниматься везде, где только можно, так что в списке много ролей не важных для меня, проходных. Тогда я соглашалась на все, и теперь даже смешным кажется – о, боже, прости, я играла какую-то любовницу какого-то генерала…

А генерала то помните?

— Помню, что мы с Ларисой Удовиченко играли там валютных проституток. И в сценарии было написано – «все они страшной красоты»…

Сегодня соглашаетесь тоже на все? Не перебираете роли?

— Я мало сейчас снимаюсь. Во-первых, по возрасту уже положено играть мамаш да тетушек, а таких ролей не много. Плюс, я поняла, что всех денег не заработаешь, и поэтому не гонюсь. Так что если и зарабатываю, то на прихоти, на комфорт.

И какие же прихоти есть у российской актрисы вашего ранга?

— Не надо преувеличивать! О каком ранге Татьяны Догилевой может идти речь? Это в Америке, если актриса много снималась в молодости, то она обеспечила себе достойную жизнь. Роберт де Ниро, которого когда-то Андрей Миронов спросил: «А ты, снявшись в кино, заработал себе на квартиру?», даже не знал, что и ответить, поскольку не понял вопроса. А когда понял, честно ответил – да, на шесть квартир.

В советский времена мой съемочный день оплачивался из расчета 57 рублей в день. Таких дней в году было немного, потом были дефолты… Так что я – самый настоящий осколок прошлого, которому почетное звание абсолютно ничего не дает. Вроде бы, положены 2000 рублей прибавки к пенсии, но эту прибавку платят только в том случае, если ты не работаешь. Замечательной актрисе Зинаиде Кириенко доплачивали к пенсии целых 7000 рублей – за звание и различные премии. А потом – бац! – и из налоговой инспекции пришло письмо, в котором с нее потребовали вернуть 350000 рублей. Оказывается, великая и немолодая актриса получала 200 долларов в месяц, продолжая работать.

А ваш собственный театр?

— Какой собственный театр? Не смешите меня! Я занимаюсь антрепризой, в которой я – приглашенный режиссер и актриса. Причем в последнее время играю лишь небольшие роли. Театр – абсолютно органичное создание, и нечего актрисе моего возраста молодиться и претендовать на роли молоденьких девушек. В последнем своем спектакле «Падшие ангелы» я вообще играю роль служанки, которая выходит на сцену и чуть ли не произносит сакраментальную фразу «Кушать подано».

Меня спасает еще и то, что у меня совершенно нет режиссерского честолюбия, которое исчезло после первого опыта в режиссуре. Я стараюсь брать хороших актеров и просто договариваться с ними по поводу того, что, в итоге, мы представим зрителю.

На ваш взгляд, в Москве остались хорошие режиссеры?

— Таковые либо в провинции, либо в андеграунде. Когда начиналась в современной России антреприза, все главные режиссеры столичных театров кричали, что она погубит русский театр. Сегодня эти режиссеры антрепризой, по сути дела, и занимаются, приглашая звезд со стороны, давая им больше денег, возя их на гастроли под вывеской своего театра. Коммерциализация искусства идет полным ходом, но Россия – страна очень театральная, и таланты никуда не денутся. Да, им тяжело пробиваться – деньги, рейтинги играют свою негативную роль.

Антреприза — это разовые постановки и разовые гастроли. Трудовая книжка моя до недавнего времени лежала в театре им. Ермоловой. Но вот пришел Олег Евгеньевич Меньшиков в этот театр, и меня попросили убраться. Я и убралась.

Согласились бы возглавить какой-либо театр?

— Нет, конечно, нет! Это страшная должность – ни здоровья, ни сил не хватит. Я вообще не хочу в театр. Уволилась и прекрасно себя чувствую. Тем более, что на режиссеров мне так везло! Любовных романов с ними не было почти, а вот творческих было много – Рязанов, Мотыль, Говорухин, Штайн. Это моя школа, мое счастье.

Гражданскую позицию убрали в самые сокровенные уголки души?

— А что остается делать? Если говорить о моем участии в акциях протеста против сноса исторических зданий в районе Патриарших прудов, то все уже посносили. Я вышла просто помочь соседям и потерпела сокрушительное поражение – ничего спасти не удалось. Большие деньги потребовали строительства больших дряней.

Авторитет известной актрисы не сработал – ни в мэрии, ни в полиции?

— Поверьте, известная актриса или нет – всем все по фигу. Байдаков в префектуру нас сам вызвал, а потом нас перестали туда пускать, вызвав полицейских, сказав, что мы – террористы. Нас было 12 человек, ровно как в михалковском одноименном фильме. Чем мы могли грозить в префектуре, в которую нас пригласили, и в которой сам черт ногу сломит – до сих пор неясно.

Помочь соседям можно было по-разному: например, подписать письмо, набрать нужный номер телефона…

— Я и подписывала, и звонила. Толку никакого не было. Оставались более-менее решительные действия – и мы стали перекрывать дорогу цементовозам, обращаться к Собянину, Байдакову, чуть ли не вовсе партии. Все обманули или отказали. А Никита Михалков продолжал строить в Малом Козихинском переулке гостиницу для американских звезд. Получается, что негде голливудским артистам остановиться в Москве кроме как Малого Козихинского, в котором осталось 2-3 старинных дома, остальное – новострой. Михалкова телефон я не набирала – мне сразу стали грозить, мол, зря я со всем этим связалась. А потом пошли эскапады в мой адрес – старая, алкоголичка, вообще не актриса… Некоторые блоггеры в открытую говорили мне – сколько им платят за то, чтобы в Интернете меня «раскручивали» именно как алкоголичку. Сколько? Недорого. Все это обернулось для меня серьезным нервным потрясением. Это только со стороны кажется забавным, когда тебя полицейские тащат за руки и за ноги.

И булгаковский дух Патриарших не помог?

— Дух этот еще витает в воздухе, хотя сами Патриаршие пруды тоже пытались засыпать и построить на их месте подземные гаражи. Выборы тогда помогли. Хотя в Большом Палашевском переулке не помогли: стоял там дом 1887 года, захотели его снести. Жители окрестных домов стали протестовать, и к их протестам вроде бы прислушались. Но выборы прошли, и к дому подкатил бульдозер, сравняв его с землей.

Приговор Pussy Riot вас…?

— Потряс. Люди хотят, чтоб стало лучше. И не хотят ничего плохого. А их упекли за решетку. Все это, включая мой опыт борьбы в переулках, наводит меня на мысль о том, что, может быть, самоуничтожение имеет право на существование, может быть, Третьему Риму и положено рухнуть. Потому что люди не ведают, что творят.

А вы?

— Я работу перевела в хобби. Раньше собирала работы провинциальных художников. Недавно, побывав в Литве, накупила много красивой керамики. И главное мое хобби сегодня – открывать красивые места. Я два раза была на Алтае, несколько раз на Урале. В планах – поехать в Америку, в самую ее глубинку.

Преподавать? В эту цитадель не прорваться. Частные заведения – сплошная профанация, а в государственные вузы не пропускают. Мне, по правде говоря, никогда не хотелось работать со студентами, но этим летом вдруг осенило – а надо бы. Причем осенило так, что захотелось делать это аж за границей, на английском языке. Так что вот теперь учу английский.

Алексей Осипов

—————————————

КОНТЕКСТ. ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА: «ОПОМНИТЕСЬ!..»

politvestnik

Опубликовано 10.01.2013

Актриса Татьяна Догилева возмущена принятым Госдумой РФ в декабре 2012 г. «антисиротским» законом. «Опомнитесь!» — обращается она к тем, кого из депутатов знает лично: к Алине Кабаевой и Владимиру Бортко. Программа «Контекст» Politvestnik.tv

Самара today

*