27 января 1935 года по решению ВЦИК СССР Самара была переименована в Куйбышев, а Средневолжский край – в Куйбышевский край.

В этот день старинный русский город Самара совершенно неожиданно для его жителей получил имя «пламенного» революционера Валериана Куйбышева, скоропостижно скончавшегося за два дня до этого — 25 января 1935 года. Чтобы показать, что за переименованием стоит «воля народа», сразу же после радиосообщения о его смерти на многих местных предприятиях и в организациях прошли организованные парткомами траурные митинги, которые в итоге дали возможность партийному руководству уже к середине дня телеграфировать в ЦК ВКП(б): «По многочисленным просьбам трудящихся просим переименовать наш город…»

Рядом с постановлением ВЦИК СССР от 27 января 1935 года в газетах было опубликовано следующее сообщение: «Крайком ВКП(б), крайисполком и крайпрофсовет с целью увековечения памяти В.В.Куйбышева приняли постановление о присвоении имени В.В.Куйбышева Самарскому железнодорожному ремонтному заводу (Сажерез), Самарскому индустриальному институту, а также о переименовании ул. Советской в Самаре в Куйбышевскую, и Кротовского сельского района в Куйбышевский». Это постановление было утверждено Совнаркомом СССР 1 февраля 1935 года.

Лишь в 1991 году Самара вернула свое исконное имя, пробыв городом Куйбышевом более полувека. При этом стоит отметить одно историческое совпадение: и смерть человека, фамилия которого в 1935 году в одночасье заменила слово «Самара», и возвращение городу его исконного имени приходится на одну и ту же дату – на 25 января, только с временным промежутком в 56 лет.

Валериан Владимирович Куйбышев родился 25 мая (по новому стилю — 6 июня) 1888 года в городе Омске, в семье офицера Сибирского казачьего войска. Революционную деятельность он начал в 1905 году в Петербурге, в военно-медицинской академии. За эту деятельность на протяжении последующих десяти лет Куйбышев был трижды судим и восемь раз арестовывался, в 1915 году был сослан в Иркутскую губернию. В феврале 1916 года он бежал из ссылки и через месяц приехал в Самару.

О своей нелегальной работе Куйбышев поведал потомкам в автобиографической брошюре «Эпизоды из моей жизни», которая впервые была опубликована в 1931 году, и с того момента неоднократно переиздавалась. Но последние архивные исследования доказывают, что при написании мемуаров он существенно приукрасил свою биографию.

Современники осуждают, например, его поведение при обороне Самары от чехословацких войск в начале июня 1918 года, когда Куйбышев занимал пост председателя Самарского ревкома. Член исполкома Самарского Совета рабочих депутатов Илья Трайнин в своих воспоминаниях писал следующее: «Всю ночь с 4 по 5 июня он (Куйбышев – В.Е.) вместе со всеми товарищами провел в партийном штабе в оживленной беседе о текущих событиях. С рассветом, когда завязалась усиленная артиллерийская перестрелка… «помощник главнокомандующего» тут же отдал приказ об эвакуации. Под грохот орудий потянулись от клуба нагруженные автомобили с оружием и продовольствием к пристани, где уже ждал пароход. На него сели усталые от бессонных ночей ответственные советские и партийные работники…

Вечером, в тот же день, пароход прибыл в Симбирск. Все были убеждены, что Самара уже сдана чехам. Меж тем, как выяснилось на другой день, в утро отъезда происходила обычная артиллерийская перестрелка… Окружным путем удалось телеграфно связаться с Самарой и вызвать к аппарату т. Теплова. Последний от имени оставшихся товарищей требовал немедленного возвращения эвакуировавшихся под угрозой быть заклейменными как «дезертиры».

Доклад тов. К. (Куйбышева – В.Е.) о результатах его телеграфных переговоров с тов. Тепловым произвел на всех угнетающее впечатление. Единогласно было тут же принято решение о немедленном возвращении в Самару… Утром 7 июня пароход прибыл в Самару, и каждый стремился втянуться в работу, чтоб сгладить создавшееся впечатление о «бегстве». Через час все были уже на указанных штабом постах…»

8 июня, когда белочехи ворвались в Самару, ревкому во главе с Куйбышевым пришлось вторично бежать из города. Партия простила товарищу Куйбышеву его поведение при обороне Самары. Когда в октябре 1918 года город был взят красными войсками, он на правах председателя горисполкома по-прежнему продолжал руководить Самарой. Но на этом посту товарищ Куйбышев пробыл недолго — до июля 1919 года, когда он был назначен членом Реввоенсовета и делегирован в 11-ю армию, оборонявшую Астрахань. В этой должности он прослужил до 1922 года, когда был отозван в Москву и занял пост секретаря ЦК ВКП (б). С 1923 года Куйбышев – председатель Центрального контрольного комитета ВКП (б), и одновременно – нарком РКИ, заместитель председателя Совнаркома СССР и заместитель председателя Совета Труда и Обороны. В 1926 году Куйбышев был назначен председателем ВСНХ СССР, в 1930 году – председателем Госплана ССССР, а в 1934 году – председателем Комиссии Советского контроля при Совнаркоме СССР, и одновременно – первым заместителем председателя СНК и СТО СССР. С 1927 года и до самой своей кончины Куйбышев являлся членом Политбюро ЦК ВКП (б).

В целом судьба Куйбышева достаточно типична для революционера, ставшего после Октябрьского переворота крупным советским и партийным деятелем. И если он в течение неполных двух десятков лет смог дослужиться до крупных государственных постов, то это произошло, скорее всего, лишь исключительно с благоволения «вождя народов» Сталина.

Самара today

*