Федеральная антимонопольная служба запретит водке прикидываться конфетами, газировкой и перцем ("Ведомости")
Федеральная антимонопольная служба собралась искоренить рекламу конфет, перца, газированной воды и прочих безобидных товаров под водочными марками. ФАС предлагает ввести для нее ограничения, как для алкоголя, а штрафы за нарушения многократно увеличить. Водочники же готовятся отстаивать права на рекламу конфет «Флагман».
Как стало известно “Ведомостям”, две недели назад ФАС направила в правительство предложения по изменению закона “О рекламе”. В частности, ограничения на рекламу алкоголя будут распространяться и на рекламу других товаров под “алкогольными” марками, а штрафы за нарушения существенно вырастут. “Коммерческий эффект не должен застилать глаза компаниям, — говорит руководитель ФАС Игорь Артемьев. — Поэтому штрафные санкции должны быть сравнимы с прибылями, которые компании могут получить за счет недобросовестной рекламы”.
Внутреннее производство крепкого алкоголя, по данным Госкомстата, в прошлом году превысило 135 млн дал, на сумму около $3 млрд, и еще на $340 млн крепкого алкоголя было импортировано. А возможные штрафы за нарушения рекламного законодательства составляют 400-500 МРОТ и зачастую включаются в бюджеты рекламных кампаний.
Особенно Артемьева беспокоит реклама крепкого алкоголя, которая ведется под видом других товаров, но под тем же брэндом. По словам руководителя ФАС, только за две последние недели его подчиненные возбудили около 20 таких дел. В частности, ФАС расследует правомерность рекламы конфет “Флагман”, которые выпускает производитель водки “Флагман” — Русская вино-водочная компания (РВВК).
По российскому законодательству реклама крепкого алкоголя разрешена лишь в местах его производства и продажи. Но производители водки постоянно ищут способы обойти это ограничение. Так, РВВК и Diageo рекламировали на щитах слабоалкогольные коктейли “Флагман” и Johnny Walker, петербургская “Веда” и ТПГ “Кристалл” рекламируют воду под именем своих водок “Вальс бостон” и “Гжелка”.
В 2003 г. Министерство по антимонопольной политике (предшественник ФАС) предприняло атаку на украинскую водочную компанию Nemiroff, которая размещала свой логотип перед показом боксерских матчей по центральным каналам российского ТВ. Украинцы утверждали, что рекламируют маринованный перец Nemiroff, но заказанный министерством социологический опрос показал, что для потребителей Nemiroff все-таки водка. Но это не помогло чиновникам: логотип Nemiroff дополнился маленьким изображением консервной банки и надписью “Маринованный перец”. Эта реклама идет по ТВ до сих пор.
“Мы предложим прописать в законе четкие нормы, которые определят совпадения брэндов, увеличим размер штрафов и сведем все ограничения на рекламу алкоголя в одном законе, — поясняет замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. — А среди санкций, помимо штрафов, могут обсуждаться изъятие лицензии и дисквалификация руководителей”.
Предприниматели возмущены планами чиновников. “Мы будем отстаивать свои права, в том числе и в суде, — говорит вице-президент по маркетингу РВВК Герман Климовский. — Мы на самом деле производим и продаем конфеты „Флагман„, зарабатываем на них деньги. Почему же нам нельзя их рекламировать?“ Впрочем, объемы производства конфет „Флагман“ в РВВК не называют. А вице-президент по маркетингу петербургского холдинга „Веда“ Дмитрий Барсуков полагает, что государство может даже вовсе запретить рекламу крепкого алкоголя, но это будет на руку крупным компаниям, уже закрепившимся на рынке. При этом все опрошенные “Ведомостями” участники алкогольного рынка подчеркивают, что самое важное, чтобы закон не применялся избирательно.
Председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов полагает, что предложения ФАС разумны и нужны — “в обществе накопилось очень много критики в отношении рекламы алкоголя”. Однако депутат полагает, что производители алкоголя и табака должны наложить на себя добровольные ограничения. “Я не уверен, что даже крупные штрафы окажутся эффективными в борьбе с такой рекламой”, — говорит Драганов.
“Антимонопольный орган и раньше занимал такую позицию, ничего принципиально не изменилось”, — считает директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности Вадим Нечуй-Ветер. А президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев убежден, что любой запрет на рекламу — это плохо. “Творческие люди все равно найдут выход, — полагает Евстафьев. — Как, например, запретить фильм „Особенности национальной охоты“, который очень грамотно продвигает водку „Урожай“? И что плохого, если во „взрослых“ мужских журналах рекламируются дорогое шампанское и коньяк?”
Андрей Панов Роман Кутузов
Ведомости 09.06.2004, №98 (1138)
*