Всемирно известный композитор, классик музыки французского кино Мишель Легран 4 декабря отпраздновал свое 80-летие: на сцене парижского Дворца конгрессов он дал концерт, в котором песни маэстро исполнила французская оперная звезда Натали Дессей. О детстве, учебе в консерватории, о своих «романах» с эстрадой и кино, а также о «глупцах» из парижской Оперы и творческих планах Мишель Легран рассказал в юбилейных интервью французской прессе.

Мишель Легран

p.gontier

Вот уже 60 лет его музыка чарует слушателя – звучит с киноэкрана, в песнях, операх, ораториях и джазовых композициях. Свой юбилей Легран отпраздновал на сцене парижского Дворца Конгрессов, дав концерт вместе со знаменитой оперной певицей Натали Дессей, исполнившей песни маэстро.

В юбилейном интервью журналу «Нувель Обсерватер» Мишель Легран вспомнил о том, как еще в детстве почувствовал свое призвание. «Я очень рано понял, чего я хочу. Когда отец ушел из семьи, он оставил свое фортепиано», — рассказывает маэстро, отец которого – известный дирижер Рэмон Легран – оставил семью, когда сыну было 3 года. «Я чурался мира детей, не хотел ходить в школу, был хорошим учеником, но был маленького роста, — вспоминает Мишель Легран. – В детстве меня били, я ненавидел жестокость мира мальчишек, а школа меня пугала. Меня вырастили мама и бабушка. Я стал нелюдимым, и мне оставалось только мое пианино, у которого я проводил целые дни. Я слушал радио и прогуливал школу», — рассказывает композитор.

Брать уроки игры на фортепиано Мишель Легран начал во время Второй мировой войны, от которой у маэстро осталось мало воспоминаний – разве что память о высадке союзников в Нормандии. В интервью «Нувель обсерватер» по случаю своего 80-летия Легран напомнил, что – хотя и любил с юности джаз – сам не сразу обратился к популярной музыке. «Я учился в Консерватории на рю Мадрид на многих дисциплинах: оркестровка, игра на разных инструментах, основы композиции, — вспоминает маэстро, который окончил Консерваторию в 1952 году и намеревался стать концертирующим пианистом. «Но на самом деле, меня интересовало композиторство, — говорит Легран. – Я сочинял днем и ночью. Я обожал Форе, Дебюсси, Равеля, а также русских – Стравинского, Чайковского. Я мог бы заняться всем, чем угодно, но не знал, чем именно. Я менял классы, учился играть на разных инструментах. Именно в этот момент я вновь встретился с отцом, и мы стали приятелями», — вспоминает композитор.

Мишель начинал аранжировщиком в оркестре отца – знаменитом в середине прошлого века оркестре Рэмона Леграна. Одновременно увлекался джазом, затем был аккомпаниатором и аранжировщиком Жаклин Франсуа, Анри Сальвадора, Катрин Соваж, поработал музыкальным директором у легендарного Мориса Шевалье. В 1950-е годы начался «роман» Мишеля Леграна с кино… «На каждую область, которую я исследовал, у меня уходило примерно 10 лет, — рассказал маэстро журналу «Экспресс». – В 50-е я был знаменитым оркестровщиком. Я работал с Ивом Монтаном, Пиаф, Барбарой Стрейзанд. Через 10 лет я понял, что это интересует меня все меньше и меньше. Я меньше старался, стал хуже сочинять и понял, что кончится это все плохо. И я ушел. Полгода-год я был без работы, как вдруг в моей жизни появилось кино», — вспоминает 80-летний Легран, добавляя: «Свое вдохновение я черпаю всегда от актеров, их лиц, их слов, их таланта, их присутствия».

Первым полнометражным фильмом, к которому Мишель Легран написал музыку, была картина «Лиссабонские любовники». Её в 1955 году снял режиссер Анри Вернёй. В интервью журналу «Экспресс» маэстро рассказал, что первая киноработа была для него мучительной: музыку надо было приспосабливать к видеоряду, укладываться в хронометраж.

«В моей жизни кинокомпозитора я всегда шел на риск, — цитирует слова Леграна журнал «Экспресс». – Так как меня считали «романтическим» композитором, на меня кучей сыпались истории любви. И каждый раз я старался быть оригинальным, не писать того, что от меня ждут. Поэтому режиссеры часто выбрасывали мою музыку и обращались к кому-нибудь другому. Такое со мной случалось много раз и в разные эпохи».

80-летний Мишель Легран отмечает, что только во французском кино написал музыку к сотне фильмов. Он работал с режиссерами «новой волны», среди которых Жан-Люк Годар и Аньес Варда. С Жаком Деми создал несколько музыкальных фильмов, в том числе «Ослиная шкура» и вечные «Шербурские зонтики». Кроме Франции, Мишель Легран много работал в Голливуде, в США, где его последней киноработой в 1983 году стал музыкальный фильм Барбары Стрейзанд «Йентл».

Но любовью всей жизни маэстро оставался джаз, который впервые он услышал еще в детстве в исполнении легендарного гитариста Джанго Рейнхардта и квинтета Hot Club France. «В джазе я у себя дома. Я открыл для себя джаз, когда был еще маленьким мальчиком, — вспоминает Легран в юбилейном интервью «Экспресс». – Для меня это не развлечение. Это что-то очень трудное и очень серьезное. Мои знакомые великие джазовые музыканты были самыми требовательными людьми, которых я когда-либо знал. Я работал со Станом Гетцем, Диззи Гиллеспи, Оскаром Петерсоном. Каждый раз, когда кто-нибудь из этих титанов джаза звал меня, я всё бросал и садился на первый же самолет в Нью-Йорк».

В свои 80 лет Мишель Легран полностью погружен в работу. «Юбилеи меня не волнуют. Возраст – он в голове, — утверждает композитор в интервью газете «Фигаро», цитируя писателя Ромена Гари: «Воспоминания – это песня, которую мы поем, уже потеряв голос». Мишель Легран предпочитает работать, пока ему есть что сказать и пока это его увлекает. В свой юбилейный вечер 4 декабре в парижском Дворце Конгрессов маэстро вышел на сцену в сопровождении знаменитой оперной певицы Натали Дессей, ставшей исполнительницей его песен. В интервью «Фигаро» сама оперная дива призналась, что никогда бы не стала пробовать себя в песне, на эстраде, если бы не знакомство с Мишелем Леграном.

После юбилейного концерта в Париже Мишель Легран и его новая оперная муза Натали Дессей совершат гастрольное турне с репертуаром из лучших песен маэстро. Композитор восторгается тесситурой певицы. В интервью «Фигаро» он отметил: «В опере меня ничто так не раздражает, как впечатление, что мы слушаем не произведение, а то как оперная дива надсаживается на высоких нотах. У Натали эти ноты кажутся естественными. Она способна петь на октаву выше, при этом оставаясь в регистре пиано», — восторгается Легран. Натали Дессей восхищает в композиторе его «эклектизм, способность перейти от джазового стандарта к непритязательной песне, от бессмертной мелодии – к легкому фокстроту».

С Натали Дессей 80-летний Легран собирается работать над постановкой своей оперы «Маргарита, Травиата», в которой классический сюжет произведения Верди разыгрывается в оккупированной Франции. В совместных планах – исполнение оратории, написанной Леграном по мотивам романа «Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта. В 2013 году на сцене парижского театра Шатле американский балетмейстер Джон Ноймайер поставит балет Мишеля Леграна.

Единственное, что раздражает 80-летнего маэстро, так это отношение к нему руководства парижской Оперы. Он предлагал Опера де Пари несколько своих проектов. На что получил ответ: Господин Легран, то, что вы написали в прошлом, нас вовсе не интересует; то, что вы сможете написать в будущем, нас не заинтересует никогда! «Глупцы есть везде, — горько шутит маэстро в интервью «Фигаро». – Во Франции думают, что джазовый музыкант или кинокомпозитор не может написать серьезную музыку. Мое классическое образование для них не в счет. Для них я остаюсь какой-то обезьяной». Впрочем, маэстро не слишком жалует ни высокомерных консерваторов, ни критиков. В заключении интервью «Фигаро» Легран цитирует свой разговор со Стравинским об одной книге-рецензии на его «Весну священную». Великий композитор нашел книгу скучной: в ней автор «разбирает каждую ноту, силясь придать ей смысл. Я сам, — говорит Стравинский, — никогда ни о чем таком не думал. Если ты подлинный творец, ты никогда толком не знаешь, что ты делаешь».

Русская редакция RFI ссылка на статью

***