От несчастной любви в монастырь уже не идут Мой начальник — дай Бог ему здоровья — вызвал меня и дал необычное задание: посетить женский монастырь. И не просто посетить, а с головой «окунуться» в тамошнюю жизнь, узнать «правила приема», разнюхать все тайны и секреты. Адрес выбрали не случайно.

Женский Свято-Троицкий монастырь в городе Корец Ровненской области — один из самых известных в Украине. При Советском Союзе он считался — ни много ни мало — самым большим действующим женским монастырем.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СССР

Сегодня Корецкий монастырь считается «трехпрестольным» (имеет сразу трех святых «покровителей») и наделен статусом «ставропигии» (не подвластен местному архиерею, а подчиняется непосредственно Патриарху). Из девяти монастырей Ровенской области такой высокий статус имеет только он.

Сейчас в Свято-Троицком монастыре постоянно живет более ста монахинь. Правильно вообще-то всех обитателей монастыря принято называть «насельницами». Точное их количество установить почти невозможно: кроме самих монахинь, тут живут послушницы, собирающиеся принять духовный сан, и учатся девушки-регенты — будущие руководители церковных хоров. Нам рассказали, что сегодня в училище почему-то нет ни одной девушки из Ровенской области. Их общежитие находится прямо напротив входа в главный монастырский храм.

Попасть на территорию монастыря можно только через церковь. Внутри все, как обычно: иконостас, роспись на стенах, монахини продают свечки, образки, иконки. Настоятельница монастыря игуменья Наталья занята делами, и к нам спускается матушка Анна. По ее собственному выражению, она заведует в монастыре «связями с общественностью». Мы начинаем приставать к матушке с расспросами, но чудесным образом любой ответ постепенно и незаметно превращается в небольшую проповедь.

ПОЧЕМУ В ХРАМ НЕЛЬЗЯ С КРАШЕНЫМИ ГУБАМИ

Мое внимание привлекают две таблички. Большая мраморная гласит, что «здесь в 1990 году останавливался Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй». На второй — свод правил по посещению церкви. Узнаю, что мужчинам в храме положено стоять в правой части, а женщинам — слева. О том, что дамам в храме нужно покрывать голову платком, я знал, а вот что нельзя красить губы — новость.

Ответ находится сам собой: матушка Анна как раз рассказывает об иконах в церкви, и женщины начинают прикладываться к святыням. Сразу заметно, когда на губах была помада — на стекле остаются разводы.

Присоединяюсь к экскурсии и узнаю, что самая ценная реликвия в монастыре — икона Божией Матери «Споручница грешных». Икона издавна находилась в замке основателей монастыря князей Корецких и уже тогда называлась «благодатной». После того, как убили последнего православного корецкого князя, его брат-католик предложил своей сестре игуменьи Серафиме, основавшей монастырь, забрать икону из княжьей молельни. В четверг после Троицы 1622 года икону перенесли в церковь, и с тех пор проводится празднование в ее честь. В этот день приезжают паломники со всей Украины, ведь икона считается чудотворной. Только в ХХ веке документально зафиксировано два случая, когда она сотворила чудо.

Эту икону пытались украсть в ноябре 2001 года, но грабителям удалось снять только серебряный оклад с украшениями. Святотатцы украли несколько старинных икон, алтарный Голгофский крест и серебряный потир. Экспортная официальная стоимость украденных ценностей — 75 тысяч долларов. Уже установлено, что грабители прокрались в храм под видом экскурсантов, затаились на чердаке и ночью обворовали церковь. Кража, судя по всему, была заказная. Это был уже третий раз, когда монастырь обворовали.

В монастыре царит почти солдатская дисциплина, часы расписаны, как в армии, и посвящены определенному занятию. Каждая монахиня в зависимости от срока своего пребывания, здоровья или таланта, имеет свой «послуг», то есть определенные обязанности. Есть электричество, но нет газа, есть религиозная литература, но нет телевизора и радио.

На монастырском дворе — идеальная чистота, все светится заботой и уходом. На клумбах — полно цветов, над ними как раз трудится пожилая монахиня. В черные одежды одеты не все — для огорода сгодится и простая, но скромная одежда. Вокруг много лавочек, где можно посидеть и отдохнуть. Идем вглубь сада и возле стены храма видим красивое, слишком пышное для монастыря надгробие. Оказывается, здесь похоронена одна из самых известных женщин России — Анна Андро, любимая женщина Пушкина. Именно ей он посвятил известное стихотворение «Я вас любил». Как же она тут оказалась?

КАК В МОНАСТЫРЕ ОКАЗАЛАСЬ ЛЮБИМАЯ ЖЕНЩИНА ПУШКИНА

Пушкин просил ее руки, но родители отказали пусть и известному поэту, но «праздному гуляке». Спустя какое-то время Анна, в девичестве Оленина, вышла замуж за Федора Андро. Обойденный Пушкин презрительно называл его «о двух ногах нулек горбатый». Анна отправилась с мужем в Польшу, а после его смерти переехала на Украину к сыну.

Уже в глубокой старости она приняла постриг, отдала Корецкой обители свои земли, а для украшения иконы Божьей Матери подарила свой бриллиантовый фрейлинский шифр. В благодарность монастырь попросил Синод позволить похоронить ее здесь. Просьбу удовлетворили, и за могилой «музы» великого поэта до сих пор бережно ухаживают. Рядом с ней — еще несколько могил победнее и явно монашеских.

Идем дальше — матушка Анна приглашает нас взглянуть на монастырское хозяйство. Огороды и хозяйственные постройки монастыря тянутся на два гектара до речки Корчик. Продукты монахини не покупают — овощей и пшеницы с собственной земли вполне хватает для нужд общины. Вокруг интересуются, что монахини «закапывают» в землю. Услышав слово «морковка» многие улыбаются, вспомнив пошлый анекдот о завозе в женский монастырь морковки…

Слева, в стороне от дорожки, в форме цилиндра высотой этажа в два сложены дрова на зиму. Кругом «пасутся» куры. Неожиданно мы натыкаемся на нескольких мужчин, но наш «экскурсовод» опережает готовые посыпаться вопросы: «Это сезонные рабочие. Когда тепло, они чинят постройки, что-то достраивают. Нет, к монахиням не пристают, воспитываем их только, когда тайком здесь курят или на жару оголяются…»

У монастыря крепкое натуральное хозяйство — десяток коров, свиньи. Живность попадает как на монастырский стол, так и сдается за деньги. Надо ведь платить тем же рабочим. Корецкий женский монастырь — не из бедных и всегда считался зажиточным. Сегодня, кроме подсобного хозяйства, у него имеется 20 гектаров посевочных и… молокозавод! Матушка Анна рассказывает, что монастырь не закрывался ни при какой власти и всегда занимался благотворительностью, помогал воинам.

Принято, что в монастырях обязательно есть пасека. Корецкий — не исключение. Нам с гордостью показывают небольшую поляну с тремя десятками уликов. Внимание приковывает громадный улей в форме церкви. Там живет пять пчелиных семей. Такие улики есть не в каждой монастырской обители, но становятся все более популярными. Дело в том, что церковь считает пчел едва ни священными созданиями. Жизнь пчелы, посвященная работе и созиданию до самой смерти, — идеальный пример для человека.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ИДУТ В МОНАСТЫРЬ?

Пока все фотографируют пасеку, я задаю матушке вопрос, ради которого, собственно, сюда и приехал: «Почему люди уходят в монастырь?» Ответ был ясен заранее: «Призвание служить Богу». Кроме этого удается «вытянуть», что монастырь — удел одиноких. От несчастливой любви сюда никто не попадает, часто бывают женщины, неспособные иметь детей. Сегодня в женский монастырь можно идти с 16 лет, а ограничений по возрасту нет. Женские монастыри больше, чем мужские. Объясняется это тем, что львиную долю мужских обителей составляют юноши — выходцы из духовных семинарий. Они готовились стать так называемым «белым» духовенством, с приходом, возможностью жениться, а потому многие не выдерживают монашеской аскезы.

На солнышке все утомились, и матушка приглашает нас испить водицы. Хотя в Корецком районе не очень хорошая вода из-за слишком высокого содержания железа, монахинь это не беспокоит. У них собственный колодец, при том освященный. Вокруг него построено укрытие, окна и проем в потолке украшают цветные витражи с религиозными сюжетами. Когда смотришь в колодец, они красиво отражается в воде. Пьем вкусную воду из привязанных к колодцу кружек и благодарим за приют.

Ростислав ЦУРКАН «Сегодня»

09.06.2004 | N 1770

Украинская газета «Сегодня»

"Сегодня"

*