Все дело в шляпе. Настоящую даму определяют по шляпке
Во времена, когда политики в Германии ожесточенно спорят о том, имеют ли право турчанки появляться на работе в своих традиционных платочках, трудно себе даже представить, что была эпоха, когда немецкие дамы не выходили из дома без головного убора. Именно об этих временах напоминает выставка шляп, открывшаяся в музее Оффенбурга.
Эта любопытная экспозиция (особенно для представительниц прекрасного пола) демонстрирует коллекцию головных уборов начиная с 50-х годов нашего века. Сразу после окончания Второй мировой войны шляпки в Германии были редкостью. Успело вырасти целое поколение женщин, которые ходили по улицам простоволосыми. Но они вовсе не следовали веяниям моды, просто в послевоенной Германии подходящий материал было невозможно купить.
Несмотря на то, что шляпы вскоре появились в продаже, привычка ходить с непокрытой головой осталась. Виной тому, по мнению художественного руководителя выставки Анны Юнк (Anne Junk), был… современный транспорт: «Молодежь стала ездить на мопедах и мотоциклах. Самые же богатые из молодых покупали автомобили. А садиться в «Фольксваген-Жук» в головном уборе было крайне неудобно. Слишком тесно».
Целая индустрия шляпной моды находилась под угрозой исчезновения. Разорялись не только владельцы салонов и модельеры, но и производители всевозможных дамских аксессуаров – брошек, вуалей, ленточек и перышек. И тогда шляпники, поняв, что спасение утопающих в их собственных руках, решили объединиться. В 1949 году появилось так называемое AG Hut. Первым мероприятием этого сообщества стала реклама, пропагандирующая головные уборы. «Дама должна носить шляпу», – настойчиво уверяли женщин герои роликов. И жительницы Германии прислушались к этому призыву.
Уже в начале пятидесятых годов шляпки снова стали носить повсеместно. Их подбирали в тон одежде, зачастую из того же материала, что костюм или блузка. Профессия шляпного мастера была в это время такой же необходимой и популярной, как сегодня парикмахер. Еще бы! Ведь женщине требовалось множество моделей на все случаи жизни. На вечеринке было неприлично появляться без шляпки «коктейль» – почти невесомой штучки из тюля и перьев, зачастую еще и украшенной вуалькой. Летом требовались специальные летние фасоны. А соломенные шляпки, расписанные вручную, пользовались у модниц небывалой популярностью.
Чуть позже мастера стали делать невероятные модели, дополненные болеро и даже маленькими колокольчиками. Шляпки подчеркивали индивидуальность и стали опознавательным знаком многих знаменитостей из мира культуры и политики. Так, Жаклин Кеннеди возродила к жизни так называемую Pill Box, и в каждый ее приезд в Германию количество посетителей шляпных салонов возрастало в десятки раз. Владельцы магазинов только успевали считать барыши.
Особенно экстравагантными модели стали в шестидесятые. Фантастические чепцы и меховые капоры самых смелых форм можно было увидеть на улицах германских городов. Однако фонтан идей и проектов понемногу стал иссякать – в индустрии началось затишье. Смерть шляпкам принесла мода семидесятых. Имиджу этого времени – человек должен чувствовать себя свободно и даже немного небрежно – совершенно не соотвеоствовали головные уборы. Ведь шляпа требует от владелицы прямой осанки, красивой походки и, как правило, высоких каблуков. Элегантные дамы исчезли с немецких улиц, так же как и образ светской женщины, которая никогда не выйдет из дома с непокрытой головой. Жаль немного… Выходит все дело было в шляпе?!
Ирина ФРОЛОВА
Еженедельная независимая газета РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ
В Берлине — РУССКИЙ БЕРЛИН
В регионе Рур / Рейн — РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА
*