Этот день в истории края. Хранилища для нефти
31 октября 1885 года Самарская городская дума всерьез озаботилась защитой Волги от загрязнения нефтью. Поводом к рассмотрению такого вопроса послужило просьба купца П.С.Субботина разрешить установить на паровой мельнице резервуар для хранения нефти.
Проведенные им опыты показали, что использовать нефть в качестве топлива много выгоднее, чем дрова. Но его мельница находилась на берегу Волги рядом с Жигулевским пивоваренным заводом. В случае разлива нефти, река окажется загрязненной в черте города.
Трудность положения гласных заключалась в том, что управа огласила мнение министра финансов, который допускал установку нефтебаков при паровых мельницах. Не мог обойтись без емкостей для хранения нефти и городской водопровод, возведение станции которого тоже планировалась на берегу.
Одну из точек зрения гласных озвучил П.В.Алабин: «…при недопущении складов нефти частным лицам по береговому пространству, удобно ли самой Думе проектировать устройство водопровода, при каковом устройстве будут, конечно, те же в гигиеническом отношении неблагоприятные результаты для здоровья жителей. Как и при устройстве частных складов».
Петра Владимировича поддержал и гласный Я.Д. Слободчиков. Субботин давно отапливает свою мельницу нефтью и замечаний к нему нет.
Гласные думы проявили осторожность, решение принимать не стали. Поручили управе направить запрос в Царицын, где с подобной проблемой столкнулись много раньше. Городской голова Царицына ответил: практика показала, что перекачка нефти из судов в береговые резервуары почти всегда ведет к попаданию в воду какого-то количества топлива.
Но от сооружения водопровода город не собирался отказываться, и гласным пришлось пойти на уступку, хотя они понимали, что перейти на нефтяное отопление пожелают Жигулевский пивзавод, мельница торгового дома Зворыкина. Но этим дело и ограничится. Отныне резервуары для хранения топлива, керосина на берегу будут возводиться только на косе рек Волги и Самары, где вырастет со временем крупная база многих нефтепромышленных фирм. Она долго использовалась и в советские годы. В 1963 году на ее месте начнется строительство Куйбышевского речного порта.
*