26 октября 1905 года жители Засамарской слободы, владельцы хлебных амбаров, хлеботорговцы настоятельно попросили городскую думу принять все меры к тому, чтобы убрать с реки Самары нефтяной караван.

Война с Японией поставила нефтепромышленников и железнодорожников в весьма трудное положение. Возникла необходимость в срочной доставке нефтегрузов на Дальний Восток. Традиционно баржи нефтянки стояли в Поджабном затоне, расположенном в семи километрах от города. Доставка грузов из него в зимнее время была возможна только по льду гужевым транспортом, требовала много времени и больших финансовых затрат.

Поэтому власти принуждены были согласиться на постановку барж с опасным грузом на реке Самаре, объяснив такой шаг «…экстренными нуждами вследствие войны и сопряженных с нею перевозок».

20 сентября 1905 года представители нефтяных обществ «Бр.Нобель», «Мазут», «Восточное» направили в городскую управу аналогичную просьбу. Они заявили, что для непрерывного снабжения Самаро-Златоустовской и Ташкентской железных дорог необходимо 7 миллионов пудов мазута. 15 барж с грузом в 2,5 миллиона пудов нужно поставить на реке Самаре, ибо перевозка из Поджабного затона обойдется в 75 тысяч рублей. Их просьбу поддержал и начальник Самаро-Златоустовской железной дороги Анатолий Иванович Свинцов.

Судовладельцы, не дожидаясь решения думы, ввели баржи в реку Самара. А 24 октября вспыхнул пожар на хлебных баржах самарского купца Бузина, стоящих у левого берега реки возле паровой мельницы. Шесть из них огонь уничтожил. По счастью, ветер дул в противоположную от нефтекаравана сторону и большой беды не произошло. Пожар этот и подтолкнул жителей слободы, хлебопромышленников написать письмо в городскую управу.

Они указывали, что, «…миллионы пудов нефти, находящиеся на реке Самарке, дали бы достаточно огня», чтобы спалить хлебные амбары. А несколько тысяч рублей «…миллионерам нефтепромышленникам не будут так чувствительны, как опасность, которая может оказаться в миллион рублей, и потери имущества, как жителей за рекой Самаркой , так и владельцев амбаров и хлеба». Письмо завершалось просьбой обязать нефтепромышленников вывести нефтекараван с реки и впредь не пускать.

Против постановки каравана были не только жители и самарский полицмейстер, но и инспектор судоходного надзора, представители страховых общества «Россия» и «Саламандра».

Говорят, худа без добра не бывает. Нефтепромышленники и железнодорожники нашли-таки выход: построили от берега Волги до станции Самара пятикилометровый трубопровод. Он стал первым нефтепроводом Самары.

Самара today

*