8 октября 1912 года в Самарской городской управе к исполнению обязанностей заведующего постройкой электрического трамвая приступил Павел Антонович Суткевич.

Конкурс на лучший проект сооружения трамвайных линий Самарской городской Думой был объявлен 15 июля 1910 года. Во избежание предвзятости всех участников тендера сделали анонимными, и они выступали под девизами. Победителем признали проектанта, скрывшегося под псевдонимом «Лучше поздно, чем никогда», которым оказался столичный инженер Павел Антонович Суткевич, уже имевший опыт подобных работ в Санкт-Петербурге.

Его проект от прочих предложений выгодно отличался подробной разработкой хозяйственного плана всего предприятия, как с точки зрения постройки, так и в отношении последующей эксплуатации. К тому же автор предлагал привести самарский трамвай в муниципальную собственность, что позволило бы выручку от него использовать в качестве доходной статьи городского бюджета.

Из-за бюрократических проволочек и поиска средств на строительство трамвайная комиссия при городской управе была создана только в 1912 году. Ее возглавил бывший городской голова Сергей Нестеров, но при этом фактическим руководителем всех работ, конечно же, стал Суткевич, который приступил к исполнению обязанностей заведующего постройкой электрического трамвая 8 октября 1912 года.

За два последующих года он сумел проделать огромную работу по реализации своего проекта. Оказалось, что первоначально найденных денег не хватало, и тогда среди жителей Самары был объявлен заём на постройку трамвая на громадную сумму – 1 миллион 960 тысяч рублей. Но поскольку проектом Суткевича предусматривалось также расширение центральной городской электростанции, монтаж уличного электроосвещения, подача тока на предприятия и некоторые другие работы, то в итоге эта сумма выросла до 3 миллионов 680 тысяч рублей.

Прокладка рельсовых линий и строительство трамвайного парка на улице Полевой начались весной 1914 года, и к осени все основные работы уже были завершены. Однако в город к тому моменту все еще не доставили трамвайные вагоны, поскольку Коломенский машиностроительный завод, получивший заказ, опоздал с их изготовлением. Поэтому открытие движения трамваев пришлось отложить на полгода, и в итоге торжественный момент был назначен на 12 февраля 1915 года (по новому стилю 25 февраля), что совпало с Днем святого Алексия, небесного покровителя Самары.

Первый вагон из парка вывел сам Павел Суткевич. Трамвай проследовал вниз по улице Полевой и далее до Алексеевской площади (ныне площадь Революции), а затем по той же линии вернулся обратно. Ведомый инженером трамвайный поезд на маршруте развил скорость до 22 километров в час.

Горожане встретили новый транспорт восторженно. Достаточно сказать, что при стоимости билета 3 копейки в первый же день работы самарского трамвая его выручка составила 297 рублей 60 копеек, а на конец февраля — уже 8385 рублей. В целом по итогам 1915 года самарский трамвай принес городу более 150 тысяч рублей дохода, хотя предварительно планировалось получить не более 90 тысяч.

Самара today

*