Россия меняет сущность "Большой восьмерки" ("Washington Times")
При том, что некоторые западные политики и влиятельные политически персонажи настаивают, что Россия должна быть исключена из самого закрытого в мире клуба под названием «Большая восьмерка», в этом году Кремль имеет возможность не только стать основным игроком на этом саммите, но и повысить значение «Большой восьмерки» в мировом масштабе.
Всякий раз, когда «Большая восьмерка» съезжается на очередную ежегодную встречу, кто-нибудь из западных политиков поднимает вопрос о правомочности членства России в этой группе. В конце концов, «Большая восьмерка» – международный клуб, куда входят самые богатые демократические страны мира. Россия потенциально очень богата, так как обладает обширными природными ресурсами, но на текущий момент ее ВВП очень невелик, не идет ни в какое сравнение с ВВП других стран – участниц «Большой восьмерки». На взгляд многих, Россия не является также и демократической страной.
Владимира Путина часто считают склонным к возвращению к авторитарному режиму. Однако все эти возражения, на самом деле, бессмысленны. В распоряжении Путина есть много того, что он мог бы предложить «Большой восьмерке», но он обязательно потребует кое-что взамен.
Продолжающийся конфликт в Ираке непременно будет в числе основных вопросов саммита. После стремительного пробега Джорджа Буша-младшего по странам Европы накануне саммита можно предположить, что американская администрация пыталась таким образом в последний момент достигнуть международного консенсуса в связи с будущим Ирака. Россия давала понять, что намерена поддерживать обновленную резолюцию СБ ООН по Ираку. В обмен на это Путин хочет получить поддержку в Чечне, где продолжаются беспорядки. США хотят стабильности в Ираке, Путин хочет помощи Запада в стабилизации ситуации в Чечне. Отсюда взаимные уступки обеих сторон по вопросам Чечни и Ирака.
Не менее важный вопрос – будущее международных поставок энергосырья, в особенности бензина. При почти беспрецедентно высоких ценах на нефть и таких же высоких рисках, связанных с поставками сырья на Запад, Россия под руководством Путина может многое предложить «Большой восьмерке».
Путин, практически не рискуя получить отказ, может предложить в качестве цели энергетическую независимость промышленного мира, возглавляемого «Восьмеркой». Россия уже сейчас – самый крупный производитель нефти в мире, а планируется еще и новое строительство экспортных трубопроводов, огибающих горячие точки мира.
Энергетический альянс «Большой восьмерки» привлек бы зарубежные инвестиции в Россию и позволил бы Кремлю завершить антиолигархический пересмотр нефтяного сектора, не возбудив при этом особенных возмущений со стороны Запада. Кроме того, лидирующая роль России на мировом энергетическом рынке обеспечила бы изобилие в кремлевской казне, необходимое для продолжения экономических реформ.
Разлад между Россией и другими странами «Восьмерки», особенно США, связан с участием России в строительстве АЭС стоимостью в 1 млрд долларов в Бушере в Иране. России не было предложено никаких компенсаций, чтобы она могла устраниться от этого проекта, но это еще может измениться.
Если «Большая восьмерка» предложит России финансовые гарантии, покрывающие расходы по этому проекту, например, в форме инвестиций в энергетический проект, имеющий отношение к «Большой восьмерке», Россия могла бы сохранить лицо, просто потребовав от Ирана выполнения всех норм МАГАТЭ и выйти из атомного проекта.
Россия может играть более значительную роль в настоящем палестино-израильском конфликте и помочь предотвратить надвигающийся кризис в Северной Корее. В то время как США воспринимают как союзника Израиля на Ближнем Востоке, Россия могла бы выступить – со стороны «Большой восьмерки» – в роли независимого и беспристрастного переговорщика. В обмен на это Кремль захочет, вероятно, удвоения международных усилий, направленных на прерывание внешнего финансирования чеченского терроризма.
Северная Корея представляет собой проблему для всего мира. До сих пор не совсем понятно, до какой степени Кремль имеет влияние на это закрытое военное государство. Как бы то ни было, в союзе с «Большой восьмеркой» Россия может, пользуясь географическим положением, сотрудничать с США в целях обеспечения безопасности и ограничения амбиций Северной Кореи, «бряцающей» ядерным оружием. Такое вложение, как противоракетный щит, было бы довольно значительным. Но от обеспечения безопасного прохода российской нефти на западные рынки выиграли бы все страны участницы «Большой восьмерки».
Еще один важный момент, который будет обсуждаться на саммите, – международная безопасность в самом общем смысле. Со дня своего основания «Большая восьмерка» традиционно занималась вопросами международной экономики. Сегодня состояние мировой экономики не просто связано с международной безопасностью – они неразделимы. Россия не может соперничать с партнерами по группе в экономической мощи, но ее заинтересованность в вопросах международной безопасности ничем не отличается остальных. Важность международной безопасности и делает членство России не просто милостивым жестом со стороны Запада к России, но необходимостью.
У «Большой восьмерки» появился шанс переродиться. Вместо того чтобы быть закрытым клубом для богатых, она может стать важным органом, чьи ежегодные собрания будут включать обсуждение основных вопросов международной экономики и безопасности. Россия может способствовать этому перерождению.
Washington Times Питер Лавелль
14:08 08 июня
Переведено 08 июня 2004
InoPressa.ru
*