В сердцах и памяти поколений. Слово прощания
Целина попрощалась с человеком, чья жизнь была неразрывно связана с Целиноградом, поэтом и журналистом автором знаменитой песни «Деревенька моя» Владимиром Гундаревым. Судьба свела нас с Владимиром Романовичем Гундаревым, когда после окончания московского вуза я работал в Целинограде на радио и телевидении.
Мне часто приходилось читать на концертных площадках и в эфире стихи поэта, в которых он рассказывал о жизни труженников Целинного Приишимья.
Затем нас обоих приняли в Союза журналистов СССР, аккуратно уплачивая членские взносы. Гундарев любил много шутить и наши рабочие встречи плавно перешли в дружбу. Он всегда ценил не подхалимистую, а верную и настоящую товарищескую дружбу.
Его имя вспоминается сразу же, как только речь заходит о литературной жизни Целинограда, Акмолы и Астаны. Но даже тем горожанам, что далеки от поэзии, все равно хорошо был знаком его образ: знаменитая шкиперская бородка, трубка в углу рта и какое-то особенное спокойное внутреннее достоинство во взгляде. «Вот идет наш поэт Гундарев!» – шептали целиноградцы своим иногородним знакомым, встретив на улице Владимира Романовича, – он всегда ходил пешком, невозмутимый и целеустремленный.
Люди с удивлением узнавали, что Владимир Романович, оказывается, вовсе не коренной акмолинец! Он, родившийся в селе Большеречье Кыштовского района Новосибирской области. Трудовую деятельность начал в 1959 году прицепщиком на тракторе в колхозе имени Фрунзе, работал в редакции районной газеты Новосибирской области и на Кемеровской студии телевидения. В 1961 году молодой сибиряк Владимир Гундарев в возрасте 17 лет приехал в Казахстан осваивать Целину, но так прочно сроднился с этим городом, что сам стал по-настоящему незаменимой частью его. Кажется, трудно найти современного поэта, в стихах которого было бы столько любви, независимо от того, чему они посвящены. Он любил свою малую родину, любил Казахстан, ставший ему домом, любил жизнь даже в эпоху, когда две его Родины оказались разделены границей, что причиняло ему огромную боль…
Мне одинаково нужны
Сибирские поля, и рощи,
И даль ишимской стороны.
И это – в сердце, в этом – счастье,
Навеки соединено,
Не разделить его на части –
Ведь сердце у меня одно.
В начале 70-х годов прошлого века на стихи Владимира Гундарева была написана известная песня «Деревенька моя», которая стала поистине народной песней. А первой исполнительницей была Ольга Воронец. Помните?
Мне к южному морю нисколько
не хочется, —
Душой не кривлю я, о том говоря,
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как хлеб, деревенька моя…
Песню поют до сих пор. В ней поэт прославил сибирскую деревню Кыштовку. Там он и родился 19 июля 1944 года, перед самым концом войны, и перенес все тяготы послевоенной жизни.
У поэта всегда было много читателей. Стихи его любили. А весь секрет в том, что читатель ищет в стихах понятные слова, простые, как в песне. Гундарев именно так и писал, и находил такие слова. Простые, да не простые. Был в них особый магнит, который даруется вместе с талантом, было дыхание глубинной, народной поэзии, бесхитростной, на первый взгляд, но достающей до сердца.
Но он был рожден от неунывающего, крепкого крестьянского корня и трудностей никогда не боялся, а еще он всю жизнь был романтиком. Это видно и по его стихам, и по его житейскому поведению. Именно романтика в 1961 году привела его, как и многих молодых энтузиастов на поднятие целины, в Казахстан, в тогдашнюю столицу Целинного края – город Целиноград (ныне Астана) . Здесь он сложился как поэт, а в сложном 1990 году создал собственный литературный журнал «Нива», который сумел удержать на плаву, убеждая меценатов помогать литературе, выдерживая суровую конкуренцию на издательском рынке, привлекая в журнал лучших авторов Казахстана и стран СНГ.
Журнал поначалу был региональным, а стал – республиканским. Помогали настойчивость, обаяние человека мягкого, искреннего и доброжелательного, а также, конечно, писательский авторитет и любовь к слову. Кропотливая, терпеливая, ежедневная работа с авторами не всем видна, но без нее невозможна успешная редакторская работа, которой Владимир Романович отдавал силы и время до последнего дня жизни.
Творчество самого Владимира Гундарева тоже было отмечено и в Казахстане, и писательским сообществом СНГ: он стал лауреатом Международной литературной премии «Алаш», лауреатом Республиканской литературной премии им. Павла Васильева, награжден Пушкинской медалью, которую ему совсем недавно вручили в посольстве Российской Федерации в Астане за вклад в развитие культурных связей, за заслуги в области культуры и искусства, просвещения, гуманитарных наук и литературы.
Владимир Романович прожил по нынешним временам короткую жизнь, и в то же время жизнь его была большой, наполненной, он многое успел, много написал. Писал до последних дней, несколько книг вышло совсем недавно. Он словно бы торопился исполнить задуманное. Он был полон жизнелюбия, несмотря на тяжелую болезнь сердца.
Гундарев – автор более двадцати поэтических и документально-художественных книг, среди них такие известные, как «Деревня моя деревянная», «Зимопись», «Светлынь-река», «Ветка молнии», «Семь дней и вся жизнь», «В сердце и памяти поколений», двухтомник «Розы и полынь», «Душа стремится к небесам», «Без пяти двенадцать» и другие. Владимир Романович переводил поэтов Казахстана, Украины, Туркменистана. Его произведения переведены на казахский, украинский, немецкий, словацкий, корейский, французский, испанский, португальский и другие языки. Он был автором ряда сценариев кино-, видео- и телефильмов. Член Союза журналистов СССР (Казахстана), член Союза писателей СССР (Казахстана).
У него были прекрасные замыслы, которые бы он выполнил непременно. Но – жизнь оборвалась. Он умер утром 25 августа в 68 лет. Умер мгновенно. Сердце остановилось. И в одной из последних его подборок в журнале «Простор» особой печалью пронизаны вот эти строки, которые звучат, как реквием:
Белесое утро сливается с небом белесым.
И утро, и небо совсем не имеют границы…
А где-то в степи, а вернее, за степью, над лесом
Нежданно и горько большие заплакали птицы.
Струилось рыдание вместе с сияющим светом,
Так в солнечной ткани – вплетенная нить расставанья.
В поля уходил я, в заречные дали, но следом
Текло, растекаясь, по августу это рыданье…
Александр ТОМАС
Фото из архива
*