22 июля 1855 года в Самаре было начато плановое устройство тротуаров. До середины XIX века тротуаров в Самаре фактически не было никаких, да и проезжая часть улиц оставалась немощеной. Лишь кое-где домовладельцы по собственной инициативе строили у края дороги деревянные тротуары. Однако они быстро приходили в негодность и мало помогали передвижению пешеходов.

Некоторый уход за улицами и даже устройство тротуаров за счет городской казны производились лишь в центральной части Самары – в районе нынешней Хлебной площади, где располагались присутственные места. В целом же Самара 20-х – 30-х годов XIX века была почти исключительно деревянной, без мощеных дорог и устроенных улиц, и больше напоминала село, чем город, особенно на окраинах, где издавна жил исключительно лишь бедный люд.

В конце 1851 года в новом губернском центре Самаре, согласно официальным данным, проживало 19753 человека и насчитывалось свыше 2200 домов, из них 253 каменных, а также шесть церквей. Территорию нашего города в это время пересекало около 200 улиц, из которых почти все были прямыми и широкими, но ни на одной из них не было ни твердого покрытия, ни тротуаров в их нынешнем понимании.

Первый самарский губернатор Степан Волховский прослужил в этой должности всего лишь два с половиной года. В апреле 1851 года в губернии по его распоряжению были созданы многие губернские учреждения, однако заняться вопросами городского благоустройства и коммунального хозяйства по причине своего возраста и болезней первый губернатор так и не успел.

Волховский ушел со своего поста по состоянию здоровья в мае 1853 года. Уже через несколько дней министр внутренних дел России Лев Перовский подписал указ о назначении на его место Константина Грота, который в тот момент находился в должности чиновника по особым поручениям при МВД и показал себя на этой работе с самой лучшей стороны.

Именно при втором губернаторе с его немецкой педантичностью и дотошностью в Самаре начались невиданные до того работы по благоустройству городской территории, в том числе мощение улиц и создание пешеходных тротуаров. В газетах было отражено, что сооружение первого из них по указанию Грота началось на улице Дворянской (ныне улица Куйбышева) в районе Алексеевской площади (ныне площадь Революции), и случилось это событие 22 июля 1855 года.

Впрочем, несмотря на все усилия Грота и его преемников, стремившихся придать Самаре облик европейского города, положение дел с благоустройством и с гармоничной застройкой территории во второй половине XIX века по-прежнему менялось очень медленно. Будущий писатель Максим Горький, проживший в нашем городе несколько лет, писал о нем так: «Прежде всего в Самаре бросается в глаза общий характер ее архитектуры. Тяжелые, без каких-либо украшений, тупые и как бы чем-то приплюснутые дома — серые, сутулые. Подслеповатые… Улицы прямые, но не мощены, грязны, изрыты колесами, дождями и свиньями… Она более грязна, чем, например, Казань и Астрахань. У нее более скверные мостовые, чем в Нижнем и Ярославле, и еще хуже здесь тротуары. Она не имеет садов и летом в ней можно задохнуться от пыли и жары, если вы не догадаетесь отправиться за город или в Струковский сад, единственное место в городе, заросшее чем-то действительно похожим на деревья».

Как и мощение проезжей части улиц, устройство более-менее сносных тротуаров в Самаре всегда упиралось в финансы, выделяемые из городской казны. К моменту Октябрьского переворота в нашем городе частично или полностью были сооружены тротуары на улицах Дворянской, Панской, Саратовской, Заводской, Льва Толстого, Вознесенской и некоторых других. В последующие годы социальных потрясений проблемами благоустройства города власти почти не занимались. Вернулись к вопросу о сооружении тротуаров, как и о твердом покрытии самарских улиц, только к началу 30-х годов, когда в Самаре началось строительство новых общественных комплексов, в первую очередь Дома промышленности, Дома сельского хозяйства и Дворца культуры на будущей площади имени Куйбышева.

Самара today

*